Такие выводы сделаны по результатам анализа данных Федерального казначейства о госзакупках лекарственных средств. Эксперты ОНФ считают, что одна из главных причин игнорирования предпринимателями торгов – занижение начальной (максимальной) цены контракта, процедура расчета которой утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ в октябре 2017 г.
С момента вступления в силу этого приказа общее количество несостоявшихся процедур на региональном уровне выросло. Так, за период с 1 января по 8 декабря 2017 г. не состоялись 27 264 процедуры, а с 9 декабря 2017 г. по 14 августа 2018 г. – уже 28 064.
Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Белгородской области, где из 510 объявленных закупок предприниматели проигнорировали 148 (29%), и в Хакасии – торги не состоялись по 432 закупкам из 1499 (29%). В Хабаровском крае 27% процедур прошли впустую, а в Красноярском крае и Рязанской области – по 25%.
Наибольший относительный рост несостоявшихся закупок произошел в Республике Марий Эл – 215% (до вступления в силу приказа не состоялось только 67 тендеров, после – 211). На 115% выросло количество таких закупок в Челябинской области, на 117% – в Красноярском крае.
«В Московской области таких закупок оказалось 503 из 4,5 тысяч. Это острейший социальный вопрос – в этом году мы получили серию обращений от пациентов на отсутствие в аптеках и больницах положенных им лекарств. Люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, онкологией, вынуждены прерывать терапию, без которой их жизнь находится под угрозой», – прокомментировал ситуацию член регионального штаба ОНФ в Московской области, онколог, профессор Юрий Фокин.
Эксперты ОНФ считают, что непродуманные и неапробированные в рамках пилотных проектов механизмы ставят под угрозу лекарственное обеспечение граждан. Более того, в самом приказе содержится ряд противоречий и нестыковок. Эксперты обсудили их на заседаниях рабочих групп проекта ОНФ «За честные закупки».
«Приказ Минздрава нацелен на определение начальной максимальной цены за счет целого комплекса инструментов – тут и зарегистрированные цены, и анализ рынка, и расчет средневзвешенной цены. А с 1 января 2019 года это еще и референтные цены. В приказе Минздрава указано: если закупка не состоялась, то при проведении повторных процедур заказчик вправе последовательно увеличивать цену последующих, однако каждая такая закупка занимает месяц и более. Это ставит под угрозу вопрос своевременности в обеспечении лекарственными средствами. Помимо этого, нет четкого определения официального понятия «повторная закупка», не прописаны параметры, которые могут или не могут в ней меняться (по сравнению с «первоначальной закупкой»). В этой связи возникает риск произвольной трактовки положений приказа как заказчиками, так и их контролерами», – отметил эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» Константин Перов.
В связи с запуском 1 января 2019 г. системы референтных цен, которые официально нигде не публиковались и с производителями и другими участниками рынка не обсуждались, эксперты считают, что существует риск ухода процедур «на второй круг» и далее, так как по объявленным ценам никто ничего продавать не будет. В адрес проекта ОНФ «За честные закупки» уже поступают сигналы о многократных занижениях цен.
«В очередной раз мы видим, как масштабные изменения, которые направлены на улучшение ситуации, вводятся без пилотного апробирования. В итоге мы действительно получаем минимальные начальные цены торгов, но в них никто не принимает участия, а значит, люди не получают вовремя лекарств. А это уже угроза жизни и здоровью граждан. Мы обратились в ФАС и Минздрав РФ, ответственные за методику расчета цены на лекарственные препараты, с просьбой принять срочные меры по недопущению роста количества несостоявшихся процедур, а также проинформировали о складывающейся ситуации профильного вице-премьера Татьяну Голикову», – сообщил координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы РФ Антон Гетта.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.