Авторы поправок ссылаются на большое число случаев нападений на медработников, чаще всего сотрудников скорой помощи и приемных отделений. Эксперты предлагают дополнить Уголовный кодекс РФ статьей «Посягательство на медицинского работника в связи с осуществлением профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи». В зависимости от тяжести преступления ответственность предусматривает штраф до 200 тыс. руб., принудительные работы на срок до 5 лет, арест до 6 месяцев или лишение свободы на срок до 20 лет.
Госдума в 2017 г. уже приняла в первом чтении законопроект, который предлагает дополнить УК РФ ст. 124.1 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Он включает некоторые положения о защите медработников от нападений. Однако юристы указывают на то, что в текущей редакции для привлечения лица к уголовной ответственности понадобится установить, что нападавший создал препятствия оказанию медицинской помощи, найти связь между действиями в отношении медицинского персонала и неоказанием медпомощи в срок. В таких условиях правонарушителю будет гораздо проще уйти от ответственности, чем понести наказание.
ОНФ предлагает считать первостепенным не вред, который получил пациент от того, что кто-то помешал медикам оказать ему помощь, а сам факт угроз или насилия в отношении врачей или фельдшеров. «Мы говорим о защите конкретного медицинского работника, когда в результате нападения он не может продолжать свою профессиональную деятельность. Ведь это ставит под угрозу жизнь не только самого доктора, но и неопределенного числа пациентов, которым он не сможет оказать помощь. Ведь он может быть единственным дежурным врачом в больнице. Или после такого нападения целый населенный пункт останется без врача. У Министерства здравоохранения есть свои предложения на этот счет. В ближайшее время мы найдем единую трактовку для того, чтобы защитить и врачей, и пациентов», – сказал сопредседатель Центрального штаба ОНФ, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.
В законопроект также входит требование оснастить учреждения и машины скорой помощи тревожными кнопками. «Сейчас к медицине внимание достаточно пристальное как со стороны пациентов, так и силовых ведомств. Тут есть и моральное давление, которое ведет к профессиональному выгоранию, и доходит до физического воздействия со стороны пациентов, то есть угрозы здоровью и жизни врачей. По-моему, и дня не проходит, чтобы мы не услышали в средствах массовой информации, что в том или ином регионе произошло очередное нападение на врачей. При этом далеко не всегда возбуждаются уголовные дела по этим фактам. Так, например, в Санкт-Петербурге, как мне известно, в 2018 году было возбуждено всего семь уголовных дел по факту нападения на медицинских работников», – сообщил руководитель аппарата Национальной медицинской палаты, главный врач НМИЦССХ им. А.Н. Бакулева Владимир Семенов.
По его словам, на днях в Бакулевском центре пациент напал на руководителя подразделения в связи с тем, что тот предложил ему пройти исследование не в день обращения. Вред здоровью врача не причинен, и полиция в возбуждении уголовного дела отказала.
По данным Минздрава России, с 2010 г. зафиксировано более 1200 случаев нападений на медработников. В Москве ежегодно происходит 200 подобных случаев. Хотя, если бы велась официальная статистика, таких фактов было бы значительно больше. При этом к уголовной ответственности привлекаются лишь 10% виновных, к административной – 18%. К остальным меры наказания не применяются вовсе. Такие данные приводила глава Комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова.
На встрече с работниками здравоохранения в Санкт-Петербурге в марте 2018 г. Президент РФ Владимир Путин не исключил, что ответственность за нападения на медицинских работников может быть ужесточена.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.