В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 июля 2017 г. №801 при государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности будет применяться риск-ориентированный подход. С 1 января 2018 года периодичность плановых проверок клиник будет зависеть от категории риска, к которой они относятся.
Эксперты считают, что критерии для отнесения учреждений к той или иной группе слишком размыты и реального отношения к качеству медпомощи не имеют. «Критериев слишком много и они неадекватны. То есть речь идет о том, чтобы оценить хорошего или плохого врача, оборудование, а вместо этого там вводится 900 критериев, которые мы еще пока даже не знаем. По сути, основной критерий - это количество видов деятельности в лицензии», - пояснил председатель Комитета по здравоохранению и медицинской индустрии при Московской торгово-промышленной палате, медицинский директор сети клиник «Ниармедик» Олег Рукодайный.
По мнению руководителей учреждений, при таком подходе в группы высокого риска попадут крупные клиники и федеральные центры просто потому, что видов медицинских услуг много и поток пациентов большой. «Грубо говоря, если у меня большая клиника, где много видов медицинских услуг, значит, я автоматически попадаю в более высокую группу риска. Но если я веду высокорисковый вид деятельности, а пациентов всего 500 в год, не попадаю. То есть полного контроля все равно не получается», - уверяет юрисконсульт СРО «Межрегиональное некоммерческое партнерство стоматологических предприятий «Лига» Наталья Розанчугова.
По мнению представителей бизнеса такая ситуация приведет к двум вариантам. Либо к ухудшению качества оказания медпомощи, либо к двойным проверкам: и внеплановым, и плановым. При этом 87% учреждений из системы плановых проверок вообще выпадают. Юристы настаивают на слабой нормативной проработке классификатора. «Неочевидными являются те или иные критерии, суммируя которые мы попадаем в ту или иную категорию риска. То есть мы видим стоматология хирургическая, осуществляемая в санаторно-курортных учреждениях, почему-то имеет оценку в три раза меньшую, чем оказываемая амбулаторно. Непонятно, каким образом органы Росздравнадзора обосновывают разницу. Каких-то нормативных актов, которые говорили бы, что хирург, работающий в разных условиях, не может выполнить какие-то манипуляции, нет», - уточняет Наталья Розанчугова.
Как уточнил директор ООО «Центр медицинского права» Андрей Карпенко, государственный контроль и прежде касался наиболее рискованных видов деятельности, по которым проверки проводились чаще. Просто теперь в него внесена переменная. В зависимости от того, как часто конкретная медорганизация привлекается к административной ответственности за нарушения, она может быть перенесена в категорию более высокого риска, что соответственно увеличит и частоту проверок.
«Формирование плана будет основываться на статичных данных, которые содержатся в лицензиях на медицинскую и фармацевтическую деятельность или оборот медицинских изделий. Это сделано с той целью, чтобы была объективность подходов к рейтингу. Если сейчас будем считать, что те организации, которые мы проверяли и выявили нарушения, несут больший потенциальный риск, это будет неправильно. Каждый участник может взять данные и посчитать, почему он в той или иной группе оказался», - заявил заместитель начальника Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора Сергей Ковалев.
Он рассказал, что из 96 400 медицинских организаций, которые значатся в реестре, только 100 попали в группу чрезвычайно высокого риска. К группе высокого риска отнесены 500, значительного - 1200 организаций, среднего – 2700, умеренного - 7700. Остальные почти 90% организаций попали в зону низкого риска, где плановые проверочные мероприятия проводиться не будут, однако на их пребывание в этой группе будут влиять показатели внеплановых проверок. То есть при определенном количестве жалоб рейтинг медицинского учреждения может быть изменен.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.