«Мы против того, чтобы использовалась формулировка «поддержание функций организма». Это может помешать нам действительно повышать качество жизни пациентов. Мы говорим о качестве жизни и качестве смерти. Зачастую мы не говорим о том, чтобы не помогать человеку до конца. До конца лечить и до конца помогать нужно, но в момент, когда наступает смерть, дать спокойно пациенту уйти, качественно», – сказала она во время общественного обсуждения законопроекта в ЦИК Партии «Единая Россия» 18 января.
Как считает главный специалист по анестезиологии и реаниматологии Департамента здравоохранения Москвы Денис Проценко, внесение данной фразы в законопроект создаст правовую базу для того, чтобы родственники могли настаивать на продолжении лечения пациентов в условиях стационара даже в тех случаях, когда больному это уже не поможет, создаст условия для проведения реанимационных мероприятий при отсутствии показаний для этого.
«Очень важно сейчас на втором чтении каждое из этих изменений проговорить и четко определить само определение паллиативной медицинской помощи, чтобы не было двояких трактовок. В этот законопроект также вносятся изменения, касающиеся права на обезболивание любыми доступными методами и средствами. Сейчас НКО и эксперты говорят о том, что, возможно, этот пункт нужно откорректировать, чтобы более четко определить наши права», – рассказала Диана Невзорова.
Комментируя данный пункт, член комитета Госдумы по охране здоровья Юрий Кобзев пояснил, что порядок организации оказания паллиативной медицинской помощи будет прописан отдельным совместным приказом Минтруда и Минздрава. «Комитет считает, что проект данного приказа необходимо представить на рассмотрение Госдумы, потому что именно этот приказ будет прописывать порядок, как он будет применяться в нормативном регулировании на местах и без него, мы опасаемся, законопроект может носить декларативный характер», – подчеркнул он. Депутат также отметил, что ко второму чтению дополнительными поправками необходимо уточнить порядок получения информированного добровольного согласия пациентов на паллиативную помощь в письменной форме, потому что не лишенные дееспособности больные часто не могут дать согласие именно письменно.
Основатель и президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер считает важным, чтобы с учетом всех правок в законопроект паллиативная помощь начала включать в себя не только медицинскую, но и социальную составляющую. В том случае, если закон устанавливает право пациента на получение паллиативной помощи на дому, нужно обеспечить правовой компонент, чтобы врач мог привозить с собой нужные препараты, бланки, рецепты, чтобы медицинская организации могла обеспечить пациента на дому техническими средствами реабилитации, оборудованием. «Одна из задач – обеспечить полноту оказания паллиативной помощи на дому, чтобы пациенты получали не только приезд врача и его устную консультацию. Потому что сейчас, когда идет речь о паллиативной помощи, мы, к сожалению, в большинстве регионов страны видим, что это только визит врача. Он смотрит пациента, понимает, что относительно бессилен и рекомендует госпитализацию. Это напрасно потраченные силы, время, деньги. И главное, что это оставляет у пациента и его родственников дикое чувство беспомощности: а зачем ты тогда приезжал», – рассказала эксперт.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.