Ассоциация «Здравствуй» 25 октября направила письма в Минздрав, ФОМС и Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ЦЭККМП) с просьбой рассмотреть возможность внесения корректировок в проект группировщика клинико-статистических групп (КСГ) на 2023 год в части стоимости противоопухолевой терапии. Копия документа есть в распоряжении «МВ».
В обращении поясняется, что схемы комбинированной лекарственной терапии, включающие применение противоопухолевых препаратов в фиксированных дозах с высоким потенциалом и обладающих высокой гематологической токсичностью (цисплатин, карбоплатин, циклофосфамид, этопозид и др.), которые ранее входили в 16 и 17 группу КСГ, с 2023 года выделены в отдельные группы. Таким образом, новые тарифы включают только оплату указанных в схеме лекарственных препаратов и расходов на фонд оплаты труда (ФОТ) без учета стоимости профилактики и терапии осложнений, а также сопроводительной терапии (антиэметики, Г-КСФ, антибиотики, препараты железа и др.).
В частности схемы терапии sh1099 и sh1139 в условиях дневного стационара покрывают исключительно расходы на перечисленные лекарственные препараты и ФОТ и не учитывают затрат на сопроводительную терапию и профилактику осложнений. Это будет ограничивать их применение, а в случае использования без необходимой сопроводительной терапии приведет к развитию осложнений. Ассоциация просит рассмотреть возможность увеличения коэффициента затратоемкости для таких схем «с учетом стоимости сопроводительной терапии и профилактики осложнений».
В проекте группировщика по модели КСГ на 2023 год по-прежнему не покрываются тарифом схемы терапии для препаратов (дегареликс, трастузумаб и др.) с «нагрузочной дозой». Эти схемы расположены в группах для дневного стационара, где они «окупаются» при проведении минимум шести курсов терапии. Однако сложившаяся клиническая практика не допускает применения нагрузочных доз противоопухолевых препаратов в условиях дневного стационара. Схемы для круглосуточного стационара также не покрывают полностью затрат.
Предлагается перенести схемы терапии с использованием «нагрузочных доз» на уровень КСГ, обеспечивающий полное покрытие в условиях круглосуточного стационара, либо предусмотреть отдельные группы исключительно для монотерапии с применением «нагрузочной дозы».
Еще одной проблемой, которая сохраняется в проекте группировщика по модели КСГ на 2023 год, остаются схемы лекарственной терапии с расчетом дозы по массе тела. Они по-прежнему покрываются тарифом только для пациентов с массой тела до 70 кг. Ранее затраты по этим схемам могли быть частично компенсированы за счет других маржинальных схем, но теперь после разгруппировки 16 и 17 групп фактически выведены в «нулевую» доходность для ЛПУ, наравне с другими дорогостоящими схемами лекарственной терапии.
Из каких источников финансирования будут покрываться затраты на лечение пациентов с массой тела больше 70 кг для данных схем, включающих в том числе препараты иммунотерапии (пролголимаб, ниволумаб, ипилимумаб), непонятно. Указанные ограничения будут сопровождаться снижением качества и доступности онкологической помощи, что отразится на результатах лечения многих пациентов и ухудшит показатели работы онкологической службы, прогнозируют эксперты «Здравствуй».
Аналогичное обращение с просьбой не снижать стоимость отдельных видов дорогостоящей химиотерапии ассоциация направляла в Минздрав в конце 2021 года. Тогда финансирование было добавлено, но только для части схем.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв недавно обратился в Минздрав и ФОМС с просьбой пересмотреть планируемые изменения в способах оплаты терапии с применением генно-инженерных биологических препаратов и селективных иммунодепрессантов в рамках оказания медицинской помощи в системе ОМС, сообщал «МВ». По его данным, новые тарифы ОМС недостаточны для оплаты инициации или замены лечения, и есть риск, что не все медорганизации будут готовы их использовать.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.