Как говорится в пояснительной записке к документу, его разработка вызвана изменением источника софинансирования программы «Земский доктор», а также стремлением повысить эффективность программных мероприятий и учесть предложения, поступившие в Минздрав России из органов государственной власти субъектов РФ, от граждан и организаций.
В случае принятия проекта у госпрограммы появятся два новых приложения: №13 и №14. Суть приложения №13 такова: в 2012–2017 годах единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, прибывшим на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки и поселки городского типа осуществлялись на условиях софинансирования за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ФОМС. В последующие два года финансовые средства в том же объеме (3,2 млрд рублей) предусмотрены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» по основному мероприятию «Государственная поддержка отдельных категорий медицинских работников».
Каждый субъект обязан будет составить перечень должностей медработников в разрезе медорганизаций и их структурных подразделений (программный реестр должностей) и перспективный перечень приоритетных населенных пунктов для прибытия медработников (программный реестр населенных пунктов). Что в принципе в том или ином виде делалось и ранее.
Размер «подъемных» сохраняется: обладателям высшего образования выплатят по 1 млн рублей, фельдшерам – по 0,5 млн. Другими словами, для кандидатов на получение бюджетных денег ничего не меняется.
В Приложении №14 содержатся условия и ограничения для участия в программе, такие как успешное прохождение установленного испытательного срока, принятие обязанности работать на соответствующей должности в течение 5 лет, отсутствие неисполненных обязательств по отработке определенного срока в соответствии с договорами на целевое обучение.
Выплаты земским докторам в России осуществляются с 2012 года. Говоря об эффективности программы, принято называть общее количество «миллионеров». Оно впечатляет - порядка 25 тыс. человек. Но если в одних регионах в сельскую глубинку переехали более двух тысяч врачей, то в других - единицы. К тому же вы вряд ли где-то найдете данные о том, сколько участников расторгли договоры, не отработав установленных 5 лет, сколько вернули в бюджет деньги. Есть лишь разрозненные данные по регионам.
Например, в Саратовской области свое место работы досрочно покинули 10% земских врачей. Почти треть из них заставлять возвращать деньги пришлось через суд. Лишь 41% уволившихся вернули выплаченную им миллионную компенсацию в полном объеме. «Каждая шестая участница проекта воспользовалась отпуском по уходу за ребенком, это всего 33 человека, причем 6 из них воспользовались отпуском дважды», - рассказал министр здравоохранения региона Владимир Шульдяков на круглом столе отраслевого комитета Госдумы, который прошел в июне этого года.
Всего же по стране свою лепту в улучшение демографической ситуации внесли почти 25% участниц программы. А это значит, что решить проблему кадрового голода принципиально пока не удается.
Напомним, что целевые показатели Госпрограммы «Развитие здравоохранения» предусматривают увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 40,2 в 2020 году; а количества среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача, - до 3 в 2020 году.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.