Об этом 1 декабря на своей странице в «Фейсбуке» сообщил президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. По его словам, соответствующее поручение было дано ведомствам после совещания у заместителя руководителя аппарата Правительства РФ Нелли Найговзиной 24 ноября 2015 года.
В свою очередь Минздрав России разослал членам ведомственного Общественного совета закрытое письмо с просьбой проработать вопрос практической реализации данной инициативы. Среди выдвинутых инициатив - введение ограничений бесплатной перевозки службой скорой помощи пациентов, находящихся в состоянии, не угрожающем их жизни и здоровью, а также более широкое использование фельдшерских бригад.
Комментируя содержание письма, Александр Саверский отнесся к перспективе практического воплощения изложенных в нем предложений скептически.
«Ни с экономической, ни с правовой, ни с медицинской, ни с этической точек зрения не имеется оснований для принятия высказанных предложений Минфина. Часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации предусматривает оказание бесплатной медицинской помощи гражданам в государственных и муниципальных учреждениях. Медицинская помощь должна быть достаточна и своевременна, иначе ее невозможно считать помощью. При этом конституционное право в этой части не ограничено действием какой-либо программы, в частности, и программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», - уточняет Александр Саверский, отвечая на предложения Минфина.
По его информации, действующая программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не содержит непосредственных положений о бесплатном вызове на дом врачей.
«Таким образом, внесением изменений в программу это предложение реализовать невозможно, так как требуется изменение закона, ухудшающее доступность медицинской помощи и нарушающее права граждан», - полагает эксперт.
Изменение уже установленных соотношений в составах или функциях бригад, по его оценкам, неизбежно приведет к увеличению числа неверно установленных диагнозов, утяжелению в некоторых случаях состояний здоровья больных вплоть до летальных исходов и росту количества госпитализаций.
«В случае недоступности и стационарной помощи, которая сильно сокращена в последнее время, иным вариантом исхода станет рост смертности населения и рост платных услуг, что следует рассматривать как препятствие оказанию медицинской помощи, то есть нарушение конституционных прав граждан», - полагает Александр Саверский.
Схожего мнения придерживается генеральный директор Clinic Management Group Артем Гапеев.
- Если что-то будет исключено из территориальных программ, значит, это будет вне системы государственных гарантий. Формальное исключение тех или иных видов помощи из системы государственных гарантий требует изменения соответствующего закона об обязательном медицинском страховании. Соответственно, если вы меняете территориальную программу, вы должны менять федеральный закон. То есть они должны менять федеральный закон, так как в федеральном законе прописана вся структура государственных гарантий по видам и типам помощи. Я думаю, что на данный момент эта ситуация незаконна, - сказал Артем Гапеев корреспонденту «МВ».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.