Передача функций по контролю качества медицинской помощи территориальным фондам ОМС (ТФОМС), которые осуществляют финансирование медорганизаций, приводит к их монополизации. Возникает риск неэффективного и нерационального использования средств ОМС, так как монополия устраняет конкурентные механизмы, говорится в заключении Минфина на предложенный Минздравом проект поправок в Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании» (имеется в распоряжении «МВ», его подлинность подтвердили два источника на страховом рынке).
Несмотря на то что у финансового ведомства возник ряд вопросов к законопроекту, он был согласован. При этом в Минфине отметили, что Минздрав не привел аргументированные обоснования предоставления губернаторам права принимать решение об осуществлении ТФОМС на территории субъекта полномочий страховых медицинских организаций (СМО) на срок не менее трех лет, а также не пояснил, что будет достигнуто в результате сочетания функций.
«Материалы к проекту федерального закона не содержат обоснований цели вносимого изменения, а также информации о том, как данная новация отразится на системе управления средствами ОМС, на эффективности организационных расходов системы ОМС, на механизмах внешнего контроля за деятельностью медицинских организаций и самого территориального фонда ОМС», — говорится в письме Минфина.
В нем также указывается, что отсутствие независимого контроля со стороны СМО ослабляет защиту прав пациентов на доступную и качественную медицинскую помощь. Кроме того, по мнению Минфина, «усматриваются коррупционные риски, такие как конфликт интересов, когда ТФОМС будет одновременно контролировать качество медицинской помощи, оценивать ее объемы и осуществлять оплату».
Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) тоже увидели в законопроекте риски снижения качества медпомощи и потенциальный источник коррупции. Фактически под предлогом экономии произойдет обнуление достижений в области защиты прав застрахованных граждан, полагают эксперты.
|
В пресс-службе Минздрава напомнили, что обеспечение защиты прав граждан в ОМС относится к полномочиям Российской Федерации, переданным для исполнения региональным органам государственной власти, а не страховых медицинских компаний (СМО). Законопроект предоставляет главам регионов право, но не обязанность передавать функции СМО территориальным фондам ОМС (ТФОМС) и в случае принятия такого решения в законопроекте детально прописаны все механизмы обеспечения конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь. «Предоставление субъектам РФ права самостоятельно определять формат работы в сфере ОМС создаст необходимую гибкость при реализации федеральных полномочий. Такой подход позволит адаптировать систему ОМС под специфические потребности населения каждого региона, ускорить процесс принятия управленческих решений и повысить эффективность реализации территориальной программы ОМС, включая контроль качества медицинских услуг», – заверили в ведомстве. Там отметили также, что экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) проводится не СМО или ТФОМС, а независимым экспертом, включенным в единый реестр. Таким экспертом может быть только врач, имеющий высшее профильное образование, свидетельство об аккредитации специалиста, стаж работы по одной из врачебных специальностей не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС. |
Актуальные мнения участников индустрии на эту тему «МВ» собрал здесь.

Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.