По данным экспертов, в России сегодня в паллиативной помощи нуждаются почти 1,5 млн человек. А если учесть, что им нужен постоянный уход близких, то в «круг интересов» паллиативщиков попадают уже как минимум 18 млн россиян. При этом большинство пациентов хотят получать такую помощь на дому.
«В Санкт-Петербурге в прошлом году в паллиативной помощи нуждались 40 095 больных, из которых 28 067 лечились на дому», – отметила главная медсестра Группы клиник «Согаз медицина» и консультант благотворительного фонда AdVita Елена Хасанова.
По словам главного врача АНО «Самарский хоспис» и члена правления Ассоциации профессиональных участников хосписной помощи Ольги Осетровой, выездная служба по оказанию паллиативной помощи на дому в пять-семь раз экономичнее стационарной. Правда, в Самаре по этому пути пошли отчасти вынужденно: здешний хоспис имеет стационар всего на четыре койко-места, зато в четыре выездные бригады здесь входят, кроме врача и медсестры, психолог, социальный работник и священник. Специалисты совершают 5,5 тыс. выездов год, среднее время ведения одного пациента – 52 дня (помощь оказывается одновременно 50–60 больным).
«Модели оказания паллиативной помощи могут быть разными: как у нас, на дому, или как в Москве, где создан один крупный Центр паллиативной медпомощи и хосписы по районам, – отметила Ольга Осетрова. – Главное, чтобы эти пациенты быстро получали необходимую им помощь, в первую очередь грамотную поддержку по снятию боли».
Эксперты, выступившие на петербургской конференции, сошлись во мнении, что осведомленность врачей первичного звена в вопросах снятия болевого синдрома стала лучше, и они перестали бояться выписывать наркотические анальгетики пациентам. Сегодня ничто не мешает доктору выписать необходимый рецепт непосредственно у постели больного.
«Это произошло во многом благодаря упрощению самого процесса выписки препаратов и ослаблению излишнего контроля за их использованием, – считает заместитель директора по работе с филиалами многопрофильного Центра паллиативной помощи ДЗМ, заведующий первым московским хосписом Ариф Ибрагимов. – Тем не менее то и дело объясняем терапевтам, что выписывать больному надо не тот препарат, который им проще выписать, а необходимое именно этому пациенту лекарство. Благо, спектр лекарственных средств сейчас у нас достаточно широкий».
На вопрос из зала, не сделает ли это пациентов наркоманами, специалист ответил: «Опиоидные анальгетики, которые мы используем для снятия болевого синдрома, по химической структуре отличны от нелегальных наркотиков и воздействуют на рецепторы боли».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.