Конституционный суд России признал неконституционной норму Кодекса об административных нарушениях (КоАП), по которой суды могут привлечь к ответственности за вождение в состоянии опьянения лекарствами без четких критериев определения такого состояния. Постановление опубликовано 28 ноября на сайте судебного органа.
Конституционность примечания к ст.12.8 КоАП рассматривалась по запросу Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа, исследовавшего дело водителя, в организме которого в августе 2021 года медицинское освидетельствование обнаружило лекарственные препараты, влияющие на психофизические функции. Тогда суд пришел к выводу, что обнаруженные лекарства попадают в «серую зону» правового регулирования: законодательством не установлен точный перечень медицинских препаратов, способных вызвать опьянение, но не запрещенных к употреблению.
Суд приостановил производство и направил запрос в КС РФ, так как счел, что действующее регулирование порождает чрезмерную свободу правоприменительного усмотрения и не дает гражданам оценить правовые последствия вождения после приема лекарств.
Конституционный суд, исходя из КоАП и установленного Минздравом Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, пришел к выводу, что управление транспортным средством под воздействием лекарств, которые способны ухудшить реакцию водителя, не образует состава административного правонарушения, хотя и считается противоправными деянием, запрещенным ПДД. Действующее законодательство прямо предполагает административную ответственность только за вождение после употребления алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ.
Вождение в состоянии лекарственного опьянения нуждается в эффективном противодействии, и отсутствие в КоАП ответственности за это свидетельствует о пробеле в законодательстве. В результате суды нередко применяют к водителю административные санкции, не выясняя конкретные обстоятельства приема лекарств: цели, дозы, наступившие последствия и т.д.
Законодателю надлежит устранить выявленный пробел и вытекающую из него неопределенность критериев установления состояния «лекарственное опьянение», постановил Конституционный суд. До этого момента вождение под действием лекарств, не содержащих этилового спирта, наркотических и психотропных веществ, не может караться по ст.12.8 и ч.3 ст.12.27 КоАП.
В ГИБДД предложили Минздраву составить список запрещенных при управлении автомобилем лекарств еще в июле, сообщал «МВ». Заявлялось о необходимости наносить предупреждения о противопоказаниях на упаковку таких препаратов.
Ранее правительство внесло в Госдуму законопроект, предполагающий передачу результатов медицинского осмотра водителей в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и МВД посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Документом предполагается не допускать к управлению транспортными средствами людей с заболеваниями, при которых это недопустимо.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.