Московский филиал израильской клиники «Хадасса» потребовал у родственников умершего в реанимации москвича 2,4 млн руб. за семь дней лечения. Те настаивают, что счета были выставлены необоснованно, так как пациенту в критическом состоянии назначили многочисленные анализы и процедуры, стоимость которых с ними не согласовалась. К тому же по закону экстренная помощь в России бесплатна в любой клинике, в том числе в частной.
Юристы готовят заявление в правоохранительные органы с просьбой дать правовую оценку действиям клиники и провести проверку на наличие в действиях сотрудников медучреждения составов преступлений, предусмотренных ст.159 УК РФ (мошенничество) и ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), сообщила «МВ» представляющая интересы семьи умершего пациента адвокат Полина Габай. По ее словам, родственники оплатили экспертизу в Национальном аналитико-экспертном центре здравоохранения (НАЭЦЗ), которая показала, что при лечении были допущены грубые дефекты.
Несмотря на это, администрация клиники отказалась снять финансовые претензии и урегулировать дело в досудебном порядке. Из материалов переписки адвоката с клиникой (есть в распоряжении «МВ») следует, что 17 мая 2025 года мужчина 1945 года рождения с онкологическим заболеванием был госпитализирован в стационар «Хадасса медикал ЛТД». Родственники хотели обеспечить ему максимально качественное лечение и стабилизировать состояние. Но уже в первые сутки пациент в критическом состоянии, требующем экстренной помощи, был переведен в отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) с дыхательной недостаточностью, высокой температурой и угрозой жизни. Та он пробыл до 24 мая, до перевода в реанимацию ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова, где в тот же день умер.
В период с 17 по 19 мая дочь умершего оплатила «Хадасса медикал ЛТД» за медицинские услуги 944,6 тыс. руб. Общая сумма счета — 2,4 млн руб. После консультации с юристами женщина потребовала вернуть ей оплаченные средства, ссылаясь на нормы Правил предоставления медорганизациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 736 от 11.05.2023. Согласно им, любая платная медуслуга должна быть согласована с пациентом. При этом взимание платы за экстренную помощь недопустимо, в том числе частной медорганизацией.
|
Частная клиника оказывает экстренную медицинскую помощь (ЭМП) не бесплатно — эти деньги ей компенсирует государство. Согласно ч.10 ст.83 Федерального закона № 323 расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме, в том числе частной медорганизацией, подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных Программой госгарантий. Аналогичные нормы установлены в п.28 Правил предоставления платных медуслуг. |
Клиника в ответ сообщила, что заключила с заказчиком договор об оказании платных медицинских услуг. Дочь пациента была ознакомлена с прейскурантом и согласилась на оказание услуг по указанным ценам. В российском законодательстве нет точного перечня состояний, подпадающих под понятие экстренности, то есть они зависят от конкретного клинического случая. Выполненные анализы были назначены строго по показаниям в соответствии с выставленным диагнозом на основе российских и международных клинических рекомендаций, а сама помощь носила характер «неотложной». Таким образом, по мнению юристов организации, требование вернуть оплаченные средства — злоупотребление правом. В клинике также сообщили, что готовы предоставить родственникам умершего рассрочку.
Как заявила Габай, юридический и медицинский анализ показали, что большая часть помощи носила экстренный характер, в связи с чем ее оплата за счет пациента была незаконной. Выставление многомиллионного счета в подобной ситуации нарушает базовые правовые гарантии и превращает трагическое положение гражданина и его семьи в инструмент извлечения дохода. Это не только этическая, но и правовая проблема, требующая внимания контролирующих органов, считает она.
По мнению адвоката, данные тезисы подтверждает громкий процесс в отношении руководителей московской клиники «24/7» — врачи и ее владелец были осуждены в 2023 году за проведение паллиативным пациентам ненужных дорогостоящих вмешательств, а у медучреждения была отозвана лицензия. Несмотря на то, что клиника «Хадасса медикал ЛТД» позиционирует себя как «центр израильской медицины в России», фактически она работает на основании российских лицензий (на медицинскую и фармацевтическую деятельность, на оборот наркотических и психотропных веществ) и обязана соблюдать требования законодательства РФ.
«Взимание платы за экстренную помощь, оказанную в ОРИТ, категорически незаконно. Медорганизация обязана была проинформировать родных, что у пациента есть право на ее получение бесплатно. Если по каким-то причинам в «Хадасса» не могли оказать экстренную помощь в полном объеме, следовало незамедлительно предложить перевести больного в государственное медучреждение, где эта помощь гарантирована», — считает Габай.
Она отметила, что механизм компенсации расходов за экстренную помощь государством не идеален, но этот вопрос должен быть урегулирован клиниками с органами исполнительной власти, а не становиться финансовым бременем для пациента и его семьи.
О том, что оказанная пациенту в «Хадасса» помощь носила экстренный характер, по ее словам, свидетельствует характер медицинских манипуляций: госпитализация в ОРИТ, перевод на ИВЛ, эхокардиография, коронарография, стентирование, колоноскопия, гемотрансфузия при гемоглобине 74 и др.
В ответе на запрос «МВ» в клинике заявили, что оказание медицинской помощи всегда связано с взаимодействием с пациентами, их родственниками и представителями. «В ряде случаев взгляды сторон на одну и ту же ситуацию могут различаться. В таких случаях, как правило, привлекаются соответствующие компетентные органы (специальные инстанции и экспертные организации) для надлежащего урегулирования возникших разногласий. Обращение в средства массовой информации с подобного рода заявлением можно было бы трактовать как попытку манипулировать громким именем клиники, которая всегда открыта для взаимодействия с пациентами, их родственниками и представителями», — сообщили в «Хадасса».
В 2024 году портал 360.ru сообщал об аналогичном случае: клиника «Хадасса» потребовала от сына умершей пациентки 4,5 млн. Женщину госпитализировали с IV стадией рака, врачи обещали ее спасти. Но после 12 дней в больнице она умерла, а сыну выставили счет, для погашения которого клиника через суд добилась ареста его счетов.

Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.