Казанский рентгенолог попросил защитить его от необоснованных обвинений следствия

14.12.2021
08:20
Казанский врач-рентгенолог Максим Самигуллин попросил поддержки у профессионального сообщества в объективном освещении его дела. Следствие обвинило его в причинении смерти по неосторожности, причиной которой стала неверная, по мнению экспертов СК, интерпретация результатов рентгеновской компьютерной томографии (РКТ).

Прокуратура 15 декабря примет решение о передаче в суд уголовного дела против врача-рентгенолога отделения лучевой диагностики Межрегионального консультативно-диагностического центра Минздрава Республики Татарстан Максима Самигуллина. Его обвиняют в причинении смерти по неосторожности. «Дело будет или передано в суд, или возвращено на доследование», — сообщил Самигуллин «МВ».

Ранее врач написал открытое письмо Президенту России Владимиру Путину, главе Следственного комитета Александру Бастрыкину и генпрокурору Игорю Краснову, в котором просит защитить его от уголовного преследования. Послание размещено на сайте Change.org.

В июне 2020 года Самигуллин выдал заключение по итогам рентгеновской компьютерной томографии органов грудной клетки пациента, направленного на плановую госпитализацию в отделение кардиохирургии для операции на аортальном клапане. Врач предположил, что выявленные изменения в легких могли быть обусловлены вирусным поражением, в том числе COVID-19. Спустя две недели больной, побывав в четырех больницах Казани и пройдя еще два раза рентгеновскую КТ, скончался.

В ноябре 2020 года следственный отдел по Приволжскому району Казани по заявлению вдовы умершего возбудил уголовное дело. В качестве непосредственной причины смерти патологоанатом указал «сердечно-легочную декомпенсацию, связанную с пороком сердца, хроническую ишемическую болезнь сердца на фоне сопутствующей коронавирусной инфекции». Подозреваемым в ходе расследования стал Самигуллин, ему инкриминируют ч.2 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Врач находится под подпиской о невыезде.

По версии следствия, именно из-за заключения Самигуллина больного не стали госпитализировать, что стало причиной развития у погибшего осложнений. «Эксперты заявили, что если бы я в заключении указал площадь поражения легких 70%, а не 50%, то пациент был бы сразу госпитализирован в ковидный госпиталь и не умер», — пояснил рентгенолог. При этом он подчеркивает, что самого больного он не видел и работал только со снимками.

Самигуллин виновным в преступлении себя не считает. Его поддержали многие известные рентгенологи Татарстана. Их общее мнение – заключение врача-рентгенолога не может быть окончательным вердиктом, последнее слово за лечащим врачом.

«Следствие и судебно-медицинские эксперты не приняли во внимание, что заключение врача-рентгенолога — это не диагноз, а субъективное мнение о характере изменений, выявленных на компьютерных томограммах. Мы не оцениваем состояние пациента, не принимаем решений касательно его здоровья, лечения и маршрутизации», — обосновывает Самигуллин свою позицию.

Он отмечает, что картина изменений в легких — не единственный фактор, влияющий на принятие решения о госпитализации. Врач-клиницист (лечащий врач) должен учитывать также анамнез, клинические симптомы, сатурацию, тяжесть состояния пациента и данные лабораторных исследований. На фоне COVID-19 изменения в легких могут быть по-разному интерпретированы. Но лечащий врач пациента диагноз «коронавирусная инфекция» не подтвердил и назначил лечение в домашних условиях. Только спустя несколько дней участковый терапевт диагностировала COVID-19 и выписала направление на госпитализацию.

И.о. зав. отделением лучевой диагностики Республиканской клинической больницы Алексей Рафиков пояснил порталу KazanFirst, что процент поражения легких не коррелирует с тяжестью состояния пациента, которое можно оценить только с помощью клинических данных, то есть с учетом признаков вирусной пневмонии. На момент обращения температуры и инфекционного поражения у пациента не было. В связи с этим на основании результатов РКТ врач и дал рекомендацию: обследоваться в поликлинике по месту жительства.

Следствию предстоит доказать причинно-следственную связь действий врача и наступления неблагоприятных последствий или смерти пациента. Задача Самигуллина – добиваться новой экспертизы в другом регионе, сообщил «МВ» юрист Ассоциации медицинских работников республики Татарстан Ирек Гарифулин.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.