По словам профессора, наличие артериальной гипертонии на протяжении всей жизни повышает риск деменции. Эксперт указала на то, что наиболее сильна ассоциация деменции с повышенным артериальным давлением (АД) в середине жизни. В позднем периоде жизни ассоциация между повышенным АД и снижением когнитивных функций в дальнейшем менее убедительна.
Первое российское эпидемиологическое исследование ЭВКАЛИПТ по распространенности артериальной гипертонии в РФ (обследовано 4 308 пациентов) показало, что в возрасте 66–74 лет гипертония присутствует у 85,7% населения, в возрасте 75-84 лет — у 89,9%, в возрасте 85 лет и старше — у 91,9%.
«Мета-анализ[1] индивидуальных данных 344 716 участников 48 рандомизированных клинических исследований показал, что для улучшения прогноза выживаемости в целом и сохранения когнитивных функций, необходимо снижение артериального давления, — рассказала Юлия Котовская. — Однако современная концепция лечения артериальной гипертонии у пожилых людей — прежде всего не навредить. Так, например, антигипертензивная терапия должна быть очень осторожной у пациентов от 80 лет и старше, так как у них зачастую присутствуют старческая астения, сердечно-сосудистая мультиморбидность и полипрагмазия».
Как объяснила профессор, антигипертензивная терапия показана пациентам с возраста 75+, потому что у них сохраняется ассоциация крупных сердечно-сосудистых событий с повышением артериального давления, начиная с уровня 150 мм рт. ст. Тем не менее у пациентов возраста 85+ не наблюдается повышенный риск смерти при давлении даже более 180 мм рт. ст.
Основные рекомендации по лечению артериальной гипертонии изложены в согласованном мнении экспертов Российской ассоциации геронтологов и гериатров, Антигипертензивной лиги, Национального общества профилактической кардиологии[2] и предполагают: отказ от принятия решений, основанных только на паспортном возрасте (нужна оценка биологического возраста); оценку коморбидности, функционального и когнитивного статуса сохранности автономности; скрининг старческой астении у всех пациентов пожилого возраста с артериальной гипертонией; целостную оценку рисков и потребностей пожилого человека, а также индивидуализацию стратегии целевых уровней артериального давления.
«Если пациент «крепкий», функционально сохранный, то можно снижать систолическое давление примерно до уровня 130-139 мм рт. ст. Для мультиморбидных и слабых пациентов снижение давления должно быть очень острожным и уровень систолического давления как у «крепких», вероятно, не всегда подходит. Целевое АД для таких пациентов — примерно 140-149 мм рт. ст., но не ниже 130 мм рт. ст.», — подчеркнула Юлия Котовская.
Помимо медикаментозных мер снижения давления, пожилым пациентам показаны немедикаментозные меры, такие как: посильная физическая активность, отказ от курения, потребление белка более 1,2 г/кг/массы тела в сутки, овощи и фрукты в достаточном количестве.
«Но не стоит резко ограничивать пожилого человека в потреблении соли. Низкое потребление соли должно быть стратегией питания с детства. В пожилом возрасте отказ от соли может иметь неблагоприятные последствия. Так же, как и резкое снижение избыточной массы тела. В то же время польза отказа от курения сигарет может быть в любом возрасте. Риск смерти ниже уже в течение 1-2 лет после прекращения курения. Снижение риска коронарных событий и сердечно-сосудистой смерти наступает через 1 год после отказа», — добавила специалист.
Английское исследование, проводившееся с 2006 по 2015 гг.[3], показало, что пожилые курильщики реже сообщают о попытках бросить курить и реже обращаются к врачу за помощью. Врачи одинаково часто затрагивают вопросы отказа от курения у молодых и пожилых пациентов, но реже направляют пожилых для помощи в отказе от курения.
«Согласно руководству Европейского общества кардиологов по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в клинической практике от 2021 года[4], тем пациентам, которые не могут отказаться от курения, можно рекомендовать переход на электронные сигареты, которые имитируют традиционные сигареты, — отметила профессор. — Вероятно, они могут быть более эффективны, чем никотинзаместительная терапия для отказа от курения. При этом необходимо избегать двойного использования обычных и электронных сигарет».
Среди медикаментозных мер коррекции повышенного артериального давления Юлия Котовская назвала применение по показаниям 5 групп антигипертензивных препаратов, старт с монотерапии в низкой дозе, при необходимости осторожное добавление 2-го препарата, оценку ортостатической гипотонии[5], оценку появления новых и динамики имеющихся гериатрических синдромов.
«Важно пересматривать длительную антигипертензивную терапию в контексте развития гериатрических синдромов и ортостатической гипотонии. Тактика адаптации терапии должна базироваться на оценке функционального статуса и автономности пациента с обязательным скринингом старческой астении. Чем тяжелее старческая астения, тем более индивидуальным должен быть подход к снижению давления», — заключила Юлия Котовская.
Материал партнера: PMI Science
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.