Авиамедики знают, как снизить число экстренных посадок самолетов из-за проблем со здоровьем пассажиров

01.10.2018
00:00
В среднем каждый месяц экипажи сталкиваются с 15 случаями ухудшения состояния здоровья пассажира, которое требует экстренной посадки, и 5-ю случаями неадекватного поведения, в том числе по причине алкогольного опьянения, сообщает Ассоциация врачей авиационной медицины (АВАМ). За 7 месяцев 2018 г. произошло 15 вынужденных посадок воздушных судов, связанных с резким ухудшением состояния здоровья авиапассажира, приведшим к его смерти.

Статистика за 2017 г. такова: на территории России произошло 287 случаев оказания на борту воздушных судов экстренной медицинской помощи пассажирам, в 143 случаях экипаж принял решение о посадке на запасной аэродром или возврате на аэродром вылета. В 20 случаях была зафиксирована смерть пассажиров: 18 умерли по причине острой сердечно-сосудистой недостаточности, 2 – из-за онкологического заболевания. В аэропорту в прошлом году скончались 38 пассажиров.

Учитывая неуклонно растущее в России число экстренных посадок самолетов из-за проблем со здоровьем пассажиров, АВАМ считает необходимым разработать и внедрить алгоритм действий, который позволит предупреждать несчастные случаи и оказывать экстренную  медицинскую помощь во время полета. Возникающие на борту турбулентность, шум, вибрация, снижение влажности и кислорода приводят к обострению заболеваний у пассажиров, особенно – у перенесших операции, инфаркт миокарда, гипертонический криз или острое нарушение мозгового кровообращения. Влияние на мозг гипоксии и алкоголя приводит также к неадекватному поведению пассажира.

Статистика вынужденных посадок в Европе и США в разы ниже, чем в России, отмечает вице-президент АВАМ Ольга Верба и разъясняет причину: там авиакомпании большое внимание уделяют предполетному, еще на этапе онлайн-покупки билета, консультированию пассажиров, у которых есть проблемы со здоровьем, прежде всего пожилых людей. К тому же самолеты западных компаний оснащены медицинскими аппаратами, с помощью которых экипаж может диагностировать основные заболевания и оказать экстренную помощь пассажиру. Наконец, на Западе отлажена система консультирования экипажа врачами авиационной медицины – с земли.

«Для России все это экзотика. И это грустно. Например, вместо того чтобы пассажиру с гипогликемией дать чай с сахаром и тем самым улучшить его состояние, экипаж, не имея возможности получить профессиональную консультацию врачей, принимает решение об экстренной посадке самолета. Люди гибнут, компании несут убытки», – сетует Ольга Верба. В России отлажен лишь механизм оказания медицинской помощи в момент прибытия самолета в аэропорт.

АВАМ приводит в пример опыт времен СССР: по утвержденной в 1982 г. Министерством гражданской авиации СССР Инструкции о порядке медицинского обслуживания пассажиров воздушного транспорта, еще до посадки в самолет медработники здравпункта аэропорта могли отстранить пассажиров от полета. Инструкция содержала перечень заболеваний и состояний здоровья, которые являются противопоказанием для полета. Это было профилактической мерой, и случаи вынужденных посадок по причине ухудшения состояния здоровья пассажиров, а тем более смерти в полете были редкими.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.