Жители СНГ оценили уровень медицинской помощи в стационарах и поликлиниках России

17.01.2022
21:27
Качество стационарной медицинской помощи в России граждане СНГ оценивают выше, чем в поликлиниках, в том числе частных. При этом они считают высоким доступ к экстренной и скорой помощи в нашей стране.

Качество поликлинической помощи в государственных учреждениях, как правило, оценивается ниже стационарной помощи или частной медицины. Такие данные были получены в ходе опроса граждан СНГ, получавших лечение в России, его результаты доступны на сайте Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ).

Исследование проводилось в рамках реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» в декабре 2020 года методом фокус-интервью с гражданами стран СНГ старше 18 лет, проживающими на территории России. Цель проекта – изучение общественного мнения для формирования эффективной стратегии продвижения медицинских услуг среди иностранцев.

Половина опрошенных сообщили, что крайне редко обращаются в российские медучреждения, предпочитая получать лечение на родине. Исключение — неотложная помощь, включая скорую или стоматологическую в случае острой боли.

При этом многие опрошенные сообщили об ощущении «конвейера» при оказании помощи. В основном это касается амбулаторного звена и зачастую связывалось респондентами с их статусом мигранта.

Некоторые опрошенные заявили о наличии проблем, даже несмотря на приобретение страхового полиса. В их числе высокая стоимость и сложности при взаимодействии со страховой организацией; суженный перечень доступных услуг; проверка документов, которая замедляла сроки оказания помощи. Часто проблему страховки поднимали студенты медицинских вузов из стран СНГ, отмечая, что по полису было невозможно получить даже минимальный объем обследований (ФЛГ, справка от гинеколога), которые требовались для обучения.

Обращение в частные медорганизации участники исследования также не всегда оценивали положительно, в том числе из-за не соответствующего ожиданиям качества услуг. Нередко у респондентов возникало ощущение «невнимательного отношения» к ним со стороны медицинских работников.

«Исследование позволило выявить спектр имеющихся недостатков, которые оказывают влияние на продвижение иностранцами российской медицины среди соотечественников. К ним могут быть отнесены сложности коммуникации с медработниками при обращении, проблемы при взаимодействии со страховыми компаниями, воспринимаемая дороговизна, «конвейерность» медицины», — делают вывод авторы работы.

В рекомендациях они предлагают клиникам использовать информирование об имеющихся возможностях и ограничениях отдельно для граждан стран ЕАЭС и других государств; развитие страховых программ в формате «все включено» с учетом их реальной доступности; упрощение получения амбулаторной помощи для мигрантов и иностранцев; кооперацию с органами власти стран СНГ (посольства, правительства) для рекламы услуг; создание агрегатора независимых сайтов-отзовиков.

В паспорте подпрограммы федерального проекта «Здравоохранение» «Развитие экспорта медицинских услуг» предусмотрено достижение объема выручки по этому направлению к 2024 году в размере 1 млрд долл. Это в четыре раза больше, чем было привлечено медорганизациями в 2017 году (250 млн долл.). Прежде всего речь идет об иностранных пациентах из бывшего СНГ.

В 2020 году Минздрав снизил целевой показатель нацпроекта «Увеличение объема экспорта медицинских услуг» с 580 млн до 193 млн долл. Из-за закрытых границ и ограничений на перемещения доходы российских медорганизаций от обслуживания иностранных пациентов сократились. По оценкам Минэкономразвития, на восстановление рынка экспорта медицинских услуг хотя бы до уровня, достигнутого до пандемии COVID-19, потребуется не меньше трех лет.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.