Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Александр Василевицкий:
– Сведения о наличии у пациента ВИЧ-инфекции – врачебная тайна, какого-либо дополнительного статуса эти сведения не имеют. Анализ нормативных правовых актов не позволяет сделать вывод, что информация о наличии данного заболевания у пациента не должна отражаться в медицинской документации или должна скрываться от врачей-специалистов при оказании медпомощи гражданину при заболеваниях, не связанных с ВИЧ-инфекцией, в том числе в случаях, когда ведение медицинской документацией осуществляется в виде электронных документов в медицинской информационной системе.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст.13 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Разглашение таких сведений не допускается, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3–4 ст.13 закона № 323-ФЗ.
Норма устанавливает случаи распространения сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина. Предоставление сведений допускается в том числе при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений, а также при обмене информацией между медорганизациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах (МИС), в целях оказания медпомощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных.
В целях выявления и учета зараженных ВИЧ-инфекцией, а также оказания им медицинской помощи Минздравом России утверждены следующие нормативные правовые акты:
Согласно п.8 приказа № 1129н сведения о факте обращения гражданина за оказанием медпомощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском освидетельствовании на выявление ВИЧ-инфекции, составляют врачебную тайну. Дополнительного (особого) статуса этим сведениям не присвоено.
П.10 приказа № 689н установлен порядок действий по выявлению граждан, зараженных ВИЧ-инфекцией. В рамках оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляются:
В п.11 приказа № 689н указано, что при направлении больного к врачу-инфекционисту врач, направляющий пациента, представляет выписку из амбулаторной карты (истории болезни) с указанием диагноза, сопутствующих заболеваний и имеющихся данных лабораторных и функциональных исследований.
Из приведенных норм следует вывод, что сведения о выявленном диагнозе ВИЧ-инфекции, как и все иные заболевания пациента, должны быть отражены в его амбулаторной карте (истории болезни), выписку из которой пациент предоставляет врачу-инфекционисту.
Форма амбулаторной карты (форма 025/у) и порядок ее ведения установлены Приказом Минздрава РФ № 834н от 15.12.2014 «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению», а форма медицинской карты пациента, получающего помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара (форма 003/у) и порядок ее ведения – Приказом Минздрава РФ № 530н от 05.08.2022 «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара, и порядков их ведения».
Согласно п.8 Порядка заполнения учетной формы № 025/у в карте отражается характер течения заболевания (травмы, отравления), а также все диагностические и лечебные мероприятия, проводимые лечащим врачом, записанные в их последовательности, а в п.9 указано, что карта заполняется на каждое посещение пациента(ки). Ведется карта путем заполнения соответствующих разделов. Никаких исключений по ВИЧ-инфекции в Порядке не содержится.
Учетная форма № 003/у содержит специальный раздел, где должна отражаться информация о наличии у пациента ВИЧ-инфекции. Согласно п.10.14 Порядка ведения учетной формы N 003/у в случае наличия в анамнезе пациента установленного диагноза туберкулеза, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, сифилиса, COVID-19 указывается год установления диагноза или (при отсутствии сведений) делаются записи «нет», «нет сведений» соответственно.
Анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод, что информация о наличии у пациента диагноза ВИЧ-инфекции отражается в медицинской документации в общем порядке. При этом сведения о наличии у пациента ВИЧ-инфекции, как и других заболеваний, – врачебная тайна.
Следует отметить, что в п.13 приказа № 689н указывается, что оказание людям с ВИЧ-инфекцией медицинской помощи при заболеваниях, не связанных с этим диагнозом, проводится с учетом рекомендаций врачей-инфекционистов. То есть это предполагает заведомую осведомленность других специалистов о наличии у пациента ВИЧ-инфекции.
Порядок организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, в том числе в форме электронных документов, утвержденный Приказом Минздрава РФ № 947н от 07.09.2020, каких-либо дополнительных ограничений или норм, регулирующих допуск медработников к сведениям об инфекционных заболеваниях пациента, содержащимся в медицинской документации, не вводит.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.