Полтора года назад красноярцу Александру Зиборову был поставлен диагноз «рак правого легкого 3-й стадии», из-за распространенности опухоли все правое легкое врачи удалили. После операции в культе, состоящей из хрящевой ткани, возник свищ, через который в плевральную полость попадал вдыхаемый мужчиной воздух. Стерильность полости нарушалась, возникло воспаление и эмпиема – скопление в полости гноя. Такое тяжелое состояние зачастую заканчивается летально из-за гнойно-септических осложнений.
Красноярские врачи установили дренаж – через трубку полость промыли, постепенно свищ стал закрываться. Однако воспаление передалось на соседний орган, произошло так называемое гнойное расплавление стенки пищевода. Там тоже возник гигантский свищ, два отверстия соединились в одно размером 8 см. Из-за опасности попадания пищи в плевральную полость больному установили трубку в желудок – гастростому. Через нее при помощи специального шприца ему вводилась жидкая еда и питательные смеси. Однако из-за размеров дефекта в пищеводе вся слюна и часть содержимого желудка все равно попадала в плевральную полость, поддерживая воспаление.
Красноярские специалисты связались с коллегами в Москве – было решено дообследовать пациента в Центре Блохина, чтобы определиться с дальнейшей тактикой лечения. После его приезда в первую очередь убедились, что злокачественный процесс не прогрессирует.
Стратегически важно было купировать воспаление и санировать полость, чтобы в нее со слюной не попадало инфицированное содержимое. Над 8-сантиметровым отверстием пищевод «отключили» и вывели его в области шеи, чтобы слюна отходила через стому. Одномоментно при помощи лапароскопической техники заглушили пищевод выше желудка, чтобы исключить заброс содержимого желудка в плевральную полость. Это был первый этап, после которого пациента на два месяца отправили домой – питаться через гастростому и восстанавливаться.
Он вернулся заметно окрепшим. Обследование показало, что полость значительно уменьшилась, воспаление ушло. Хирурги могли приступить ко второму этапу – реконструкции пищевода.
Как рассказал заместитель директора по научной и лечебной работе – директор НИИ клинической онкологии им. Н.Н. Трапезникова, торакальный хирург Павел Кононец, вначале планировали сформировать пищевод из сегмента толстой кишки пациента. Но во время операции увидели, что красноярские коллеги очень деликатно сделали гастростому, сохранив все сосуды. Стому-отверстие в области шеи зашили, верхнюю часть пищевода вернули на место, трубку из желудка удалили и отверстие зашили, из фрагмента желудка сформировали «новый пищевод» и соединили его с желудком и родным верхним фрагментом пищевода. При этом хирурги нашли оригинальное решение: провели «новый пищевод» так, чтобы обойти место недавнего обширного воспаления.
Сейчас, спустя неделю после операции, пациент самостоятельно пьет воду и принимает жидкую пищу. Предстоит долгий период реабилитации. Качество анастамоза проверено: осложнений не отмечено, функция соединения хорошая.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.