«Мы хотим, чтобы у нас почти вся онкология в этом году уже работала с системами поддержкой принятия врачебных решений (СППВР). Что за этим стоит – уменьшение числа ошибок. Это как второе мнение, которое не стоит в общем-то ничего. Сколько бы ни стоил этот искусственный интеллект на этапе разработки, дальше-то он не стоит ничего, при этом никогда не устает, не просит прибавки к зарплате и с ним вообще легко», – уточнил он и привел данные: на создание и интерпретацию описания одного исследования ПЭТ-КТ у специалиста уходит 54 минуты, при участии машины вместе с просмотром описания врачом – около 10 минут.
ИИ может применяться также для прогнозирования и контроля лекарственных назначений. В США, где открыто публикуются данные о врачебных ошибках, от ятрогенных причин страдает 96 тыс. человек в год, и на первом месте – осложнения лекарственной терапии. СППВР позволят давать точные прогнозы совместимости лекарств.
«Думаю, у нас цифры не лучше, чем у американцев. Иногда бедный пациент выходит из больницы и у него 12 назначений. И с этим бороться невозможно не потому, что врачи плохие, а потому, что у него и диабет, и коморбидные состояния, и ишемическая болезнь сердца – нет вариантов. А вот как эти препараты между собой взаимодействуют? Человек такой мультифакторный анализ не проведет. А машина проводит», – говорит Григорий Ройтберг.
По его словам, именно цифровизация лечебного процесса позволяет сделать медицинскую документацию прозрачной для пациентов. Мобильными приложениями и личным кабинетом пациента сегодня пользуется примерно 15 тыс. пациентов АО «Медицина». Все инвазивные процедуры записываются. Были проанализированы данные о том, сколько человек и в каком режиме просматривают свою историю болезни. На постоянной основе контроль назначений и истории болезни просматривает около 20-30% пациентов. Почти две трети делают это при первом визите в клинику (70%). При втором визите этот показатель снижается до 50%.
«Мы первыми в стране, да и сейчас это делают немногие, предоставляем пациенту доступ к электронной истории болезни. Было много возражений, опасений, что этим будут пользоваться. За все годы таких ситуаций были считанные разы, я даже помню фамилии, когда было явное вымогательство. Но мы в суде защищены, если сделали хорошо. А если сделали плохо, надо признаться, переделать, в том числе за свои деньги. Кроме того, это высочайший контроль качества», – считает академик Ройтберг.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.