По данным Счетной палаты, неисполненные назначения федерального бюджета по госпрограмме «Развитие здравоохранения» составили в 2016 году 9,35 млрд рублей. И это на фоне роста кредиторской задолженности учреждений здравоохранения в субъектах РФ, размер которой достиг по итогам года 530 млрд рублей.
«При такой высокой кредиторской задолженности очевидно, что сами регионы с ней не справятся. Сейчас Минздрав и Фонд ОМС должны дать расчет по ситуации: какие регионы не являются дотационными и могут с этим справиться, какие нет. Правда, на заседании комитета была названа только общая сумма задолженности, но ни Минздрав, ни фонд не могли назвать цифр кредиторской задолженности больниц первого уровня», – уточнил Николай Герасименко.
Он рассказал, что у членов комитета появилось много вопросов: почему до субъектов не были доведены субсидии в размере 600 млн рублей, которые они должны были получить на первичную медицинскую помощь? Не были использованы средства по высокотехнологичной и специализированной помощи в размере более 1 млрд рублей. Поэтому, к примеру, количество процедур диализа в 2016 году сократилось на 2 млн. «Ответа тоже не было, обещали, что подготовят справку», – сказал Николай Герасименко.
Сообщения, что в результате недофинансирования медицинские организации имеют большие сложности из-за накопления кредиторской задолженности, с начала года поступали из ряда регионов. В Пермском крае, где реализуется комплексная программа финансового оздоровления учреждений здравоохранения, в этом году из регионального бюджета дополнительно выделено 300 млн рублей. По данным на 1 июня, объем просроченной кредиторской задолженности в государственных больницах и поликлиниках Прикамья достиг 434 млн рублей. Наиболее критично обстоят дела в 35 медучреждениях, в основном это центральные районные больницы.
В Алтайском крае кредиторская задолженность медицинских учреждений достигла 860 млн рублей. По данным главы регионального Минздрава Ирины Долговой, долги формировались в течение нескольких лет в 17 ЛПУ. С 1 июня задолженность сократилась, но незначительно, на 9% или на 60 млн рублей. Аналогичная ситуация в Северной Осетии. Правда, глава региона достиг соглашения с заместителем председателя Правительства РФ Ольгой Голодец о списании долгов лечебных учреждений, которые накапливались три года. Сейчас кредиторская задолженность медорганизаций составляет порядка 180 млн рублей и из-за накопившихся долгов в управление Федерального казначейства по республике поступают исполнительные документы на принудительное взыскание сумм просроченной задолженности, что приводит к блокировке лицевых счетов ЛПУ и приостановке финансовых операций.
Как пояснил порталу Medvestnik.ru председатель правления общественной организации защиты потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» Максим Стародубцев, причина в том, что в последние годы бюджеты территориальных фондов росли чисто символически, в то время как объем получателей дорогостоящей помощи увеличивается заметно. К тому же в течение 2016 года ряд регионов несвоевременно уплачивали взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Это повлекло уменьшение объема перечисленной субвенции, как следствие неоплаченную медицинскую помощь и формирование кредиторской задолженности медорганизаций, в том числе при расчетах за медикаменты и коммунальные платежи.
Вдобавок к этому решение о «разблокировании» в федеральном бюджете средств, предусмотренных на финансовое обеспечение оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, было принято поздно. Это и не позволило довести до федеральных медорганизаций и субъектов РФ необходимые средства и обеспечить их равномерное расходование и использование в полном объеме в 2016 году. В итоге 8 тыс. пациентов помощь не получили и перешли в лист ожидания на 2017 год.
«Как можно просить увеличения расходов на здравоохранение, если мы не можем освоить то, что есть? Кто понес за это ответственность? – прокомментировал ситуацию председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов. По его словам, для повышения эффективности использования расходов, выделяемых на здравоохранение, необходимо совершенствовать правовой механизм оперативного перераспределения бюджетных средств, своевременно не использованных в рамках федеральной адресной инвестиционной программы или образовавшихся вследствие экономии от проведения конкурсных процедур.
«Мы говорим о том, что вообще стратегия должна быть направлена на увеличение финансирования первичной медицинской помощи и, прежде всего, в больницах первого уровня. Это Минздрав и ФОМС должны определить, это их задача найти источники, в том числе за счет исключения нецелевого использования средств, которое составило почти 10 миллиардов рублей», – считает Николай Герасименко.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.