Депутаты Госдумы единогласно проголосовали за принятие в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в части финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями). Документ предусматривает, что федеральные центры будут получать финансирование на оказание медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, без посредничества страховых медорганизаций. Эта статья расходов уже прописана в проекте бюджета ФОМС на ближайшие три года. Эксперты ранее негативно оценили законопроект, так как, по их мнению, предлагаемый формат идет вразрез со сложившейся в стране страховой моделью.
Что предлагают
Федеральному фонду ОМС предлагается передать полномочия страховщика по контролю и финансированию медпомощи, которая оказывается федеральными клиниками. ФОМС будет осуществлять расчеты, контролировать объемы, сроки и качество услуг. Для оплаты этого сегмента медпомощи в бюджете фонда будут обособлены средства.
Согласно законопроекту, федеральные медцентры будут осуществлять деятельность в системе ОМС в соответствии с договорами, заключаемыми между ними и ФОМС. Нормативы объемов предоставления специализированной медпомощи, в том числе высокотехнологичной, а также нормативы финансовых затрат будет устанавливать правительство.
Документ сокращает норматив средств на ведение дела страховыми медицинскими организациями (СМО) в два раза, против чего активно выступали страховщики. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, секвестирование расходов на СМО позволит высвободить до 6,8 млрд руб. в бюджете ФОМС к 2023 году. Эти средства могут быть направлены на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Изменения направлены на повышение эффективности использования средств ОМС, отметила председатель ФОМС Елена Чернякова, выступая на заседании. Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов уточнил, что ко второму и третьему чтениям необходимо отрегулировать порядок направления застрахованного лица в федеральную организацию, проработать механизмы контроля качества и обеспечить тарифы оплаты медицинской помощи выше в региональных федеральных клиниках.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Ирина Гусева указала, что законопроект вызывает слишком много вопросов, которые стоит обсудить в рамках «круглого стола» до рассмотрения документа.
Оценка экспертов
Ранее эксперты говорили, что предлагаемые изменения существенно меняют конфигурацию системы ОМС в сторону сметно-распределительной модели, что идет вразрез с развивающейся в стране страховой моделью. Директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин отмечал, что СМО — единственное независимое звено в системе здравоохранения, которое находится на одной стороне с пациентом и призвано защищать его права. Очередное снижение нормативов расходов на ведение дел фактически ведет к устранению этого независимого звена, говорил он.
Председатель Комитета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов в свою очередь указывал на потенциальную коррупционность законопроекта. Он объяснял, что регулятор отрасли не должен забирать функции, выполнение которых сам же и контролирует.
Кроме того, согласно предлагаемым поправкам функции экспертизы качества медицинской помощи, которая оказывается пациентам в федеральных медорганизациях, также должны перейти от независимых экспертов и СМО к ФОМС. По мнению председателя координационного совета «Движение против рака» Николая Дронова, это приведет к тому, что осуществление экспертизы медпомощи чиновниками ФОМС будет пустой формальностью.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.