Год жесткой экономии на здравоохранении ударил по качеству медуслуг

16.03.2017
00:00
Региональные бюджеты в 2016 году продолжили экономить на расходах, направленных на развитие человеческого капитала. Но если в 2015 году сильнее оптимизировались траты на образование, то в прошлом сильнее досталось здравоохранению. Об этом говорится в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения, подготовленном Институтом социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).

Его авторы отмечают, что в 2016 году сократились даже суммарные расходы бюджетов субъектов на здравоохранение и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (доля последних составляет 52% от всех расходов по этой статье). «Здравоохранение стало явной болевой точкой. На динамику повлиял и институциональный фактор: в дюжине регионов часть расходов на здравоохранение, которые выполняли функцию социальной защиты, стали учитываться по статье "социальная политика" (социальная защита населения)», - говорится в обзоре.

Причем сокращение или стагнация расходов на здравоохранение наблюдается в подавляющем большинстве регионов. Даже если исключить искажения (перенос части расходов в другие статьи бюджета), общая динамика удручает – рост расходов на здравоохранение был заметно выше уровня инфляции только на Сахалине и в Хакасии (на 10-13%), в Москве, Санкт-Петербурге, Пензенской области, Республике Тыва и Чукотском АО (7-8%).

В результате доля расходов на здравоохранение в структуре расходов бюджетов регионов сократилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом с 14,3 до 12,9%.

Динамика расходов консолидированных бюджетов регионов на здравоохранение

Расходы

Динамика, %

Число регионов с сокращением

2015 к 2014

2016 к 2015

2015

2016

Здравоохранение  

4,6

-5,5

20

53

в т.ч. без Москвы

7,3

-7,4

Здравоохранение вместе с расходами ТФОМС

11,5  

-1,4

0

44

в т.ч. без Москвы

13,3

-2,5

Источник: Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС по данным Казначейства России

Как сообщила «МВ» профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина, подобное сокращение не является неожиданностью. «Оно планировалось при формировании бюджета на 2014 год, в программах и концепции по развитию здравоохранения содержалась эта информация. Но внимание общества она тогда почему-то не привлекла», - отмечает она.

По словам эксперта, приоритет в расходовании бюджетных средств в 2014-2016 годах получили проекты по строительству крупных медицинских центров, в частности перинатальных, были увеличены траты на приобретение дорогостоящего оборудования. Это произошло за счет урезания бюджетных статей, отвечающих непосредственно за оказание медицинской помощи населению. «В результате нарастает неудовлетворенность людей тем, что все сложнее получить помощь, особенно у специалистов. Растянулось время ожидания приема даже у терапевта. Не надо забывать, что сильно подорожали лекарства, и обеспеченность по этому важнейшему направлению существенно снизилась. Проблемы и с целевыми показателями по зарплатам медработников», - перечисляет Любовь Храпылина.

Но при этом, подчеркивает она, если исходить из бюджетных прогнозов, после трех лет снижения расходов на здравоохранение в 2017 году есть надежда на позитивные изменения в этой сфере.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.