Субъекты под предлогом оптимизации закрывают медико-генетические консультации, а пациентов перенаправляют в федеральные или частные центры. Такая политика вызывает обеспокоенность специалистов, заявил директор Медико-генетического научного центра (МГНЦ) им. акад. Н.П. Бочкова, главный внештатный специалист генетик Минздрава Сергей Куцев на пресс-конференции 19 января.
По его словам, такая экономия ведет к снижению доступности специализированной медицинской помощи, в первую очередь при редких и генетических заболеваниях. «Врачей-цитогенетиков, которые проводят анализ кариотипа, переводят в обычные лаборатории. Врачей – клинических генетиков просто ставят на прием в поликлиники. При этом нет понимания, что генетика – это не лабораторные исследования, что самое главное потом правильно прочитать результат этих исследований и дать рекомендации по лечению и профилактике», – отметил он.
Основная задача медико-генетической консультации – диагностика и профилактика врожденной наследственной патологии, консультирование супружеских пар, предымплантационная генетическая диагностика (ПГТ) и неонатальный скрининг. В рамках федеральной программы во многих регионах открыты перинатальные центры, в функции которых передается пренатальный скрининг и пренатальная диагностика.
«То есть мы видим регресс: перинатальные центры забирают определенный тип работы, при этом не задумываются, кто будет консультировать женщин из групп риска, кто будет рекомендовать те или иные профилактические мероприятия», – отметил Куцев.
Он уточнил, что процесс оптимизации активизировался в последние несколько лет. За этот период были закрыты медико-генетические консультации в Амурской, Курганской, Тюменской, Ростовской, Орловской, Костромской, Пензенской, Челябинской областях, Алтайском и Забайкальском краях, республиках Алтай и Тыва. В результате такие медицинские подразделения отсутствуют в 14 субъектах. Всего в России сейчас работает 76 медико-генетических консультаций в 67 субъектах из 85 (в некоторых их сразу несколько).
«При этом динамика их развития неравномерная. В одних субъектах (Красноярск, Уфа, Екатеринбург, Санкт-Петербург) создаются мощные центры. В других они, наоборот, ликвидируются (Владивосток, Архангельск). В прошлом году под угрозой закрытия оказалась консультация в Омске, но ее удалось отстоять», – сообщили «МВ» в пресс-службе МГНЦ.
В итоге происходит потеря квалифицированных кадров, заявил Куцев. По его данным, в прошлом году в региональных консультациях работало 340 врачей-генетиков. «В ближайшее время, понятно, что я получу другие цифры. Их будет меньше. Потому что, когда реформируют таким образом консультации, врачи могут просто уйти в коммерческие структуры или в какие-то другие учреждения. В итоге у нас есть регионы, которые не могут прочитать результат молекулярно-генетического исследования, полученного из федерального центра. Для пациента это означает неправильный диагноз и неправильно назначенное лечение», – уточнил он.
Главным последствием такой недальновидной политики эксперт считает снижение частоты выявления редких заболеваний. «А ведь это те заболевания, на лечение которых государство тратит миллиарды», – подчеркнул он.
Простая лаборатория, выполняющая генетические исследования, не в состоянии служить полноценной заменой медико-генетической консультации, поскольку в ней нет специалистов, которые в состоянии правильно интерпретировать результат исследования и консультировать пациентов, пояснил Куцев.
Причиной закрытия консультаций он считает «низкий уровень образования организаторов здравоохранения, которые до сих пор не могут понять, что такое орфанная патология и какую роль играют врачи клинические – генетики». При этом пустующие ниши легко заполняют представители коммерческих структур, резюмировал он.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.