Пять государственных исследовательских институтов во Франции наложили трехмесячный мораторий на изучение прионов, вызывающих смертельные заболевания мозга, после того как бывшему сотруднику лаборатории, работавшему с этими инфекционными патогенами, был поставлен диагноз болезнь Крейтцфельдта — Якоба (БКЯ). Это наиболее распространенное прионное заболевание у людей, отмечается в сообщении на сайте Национального исследовательского института сельского хозяйства, продовольствия и окружающей среды (INRAE).
Расследование должно выяснить, заразился ли пациент, работавший в лаборатории INRAE, в рамках профессиональной деятельности.
Период моратория будет использован для расследования и адаптации профилактических мер, действующих в исследовательских лабораториях, говорится в совместном пресс-релизе пяти исследовательских учреждений.
Источник в INRAE рассказал журналу Science, что новый пациент — женщина, которая работала в лаборатории института в Тулузе, — все еще жива. Французские власти, очевидно, были предупреждены о ее диагнозе в конце прошлой недели.
В пресс-релизе говорится, что пока не ясно, какой именно тип заражения имеет место. Вариантная БКЯ вызывается обычно поеданием мясных продуктов (говядины), зараженных губкообразной энцефалопатией крупного рогатого скота (ГЭКРС) или коровьим бешенством. Классический БКЯ поражает примерно одного человека на миллион. Но типы БКЯ можно различить только при патологоанатомическом исследовании ткани головного мозга.
Работа в инфекционных лабораториях любого типа связана с риском заражения различными патогенами, но контакт с прионами, вызывающими БКЯ, необычайно опасен, поскольку не существует лечения, случаи заражения всегда заканчиваются смертью. К тому же большинство инфекций проявляются в течение нескольких дней или недель, а средний инкубационный период БКЯ около 10 лет.
В 2019 году скончалась сотрудница отделения молекулярной вирусологии и иммунологии INRAE Эмили Джомейн (Émilie Jaumain), заразившаяся прионами во время работы в лаборатории 9 лет назад. В 2010 году она повредила кожу на большом пальце левой руки, проткнув два слоя латексных перчаток, во время чистки криостата — аппарата, который использовался для срезов мозга трансгенных мышей, инфицированных прионами овец, адаптированных к мышам.
Как писал NEJM, в ноябре 2017 года у Джомейн появилась жгучая боль в правом плече и шее, которая усилилась и спустя полгода распространилась на правую половину тела. В январе 2019 года женщина впала в депрессию, у нее развились нарушения памяти и галлюцинации. В середине марта того же года ей поставили диагноз «вариантная БКЯ», умерла она через 3 месяца.
Вскрытие подтвердило диагноз. Хотя после смерти исследователя в СМИ появлялись статьи, в которых шанс ее заражения вариантной БКЯ называли ничтожным, так как вспышка ГЭКРС в Европе прекратилась за 10 лет до заражения Джомейн.
Этот случай не уникальный. Среди примерно 100 ученых и техников во Франции, работающих с прионами за предыдущее десятилетие, произошло минимум 17 несчастных случаев, из них пять были связаны с колющими или режущими инструментами.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.