«МВ» попросил представителей профсоюзов медработников оценить приведенные цифры.
«После таких заявлений Минздрава я специально связался с нашим профкомом в Пензенской области. В этом регионе одно учреждение в сфере оказания скорой медпомощи — областная станция СМП, у нас есть данные по зарплатам в ней.
Так вот, не знаю, о каких прибавках в 50% говорит министр Мурашко, но, например, зарплата среднего медперсонала в реанимационных бригадах выросла с 38 тыс. руб. в 2023 году до 43-44 тыс. руб. в 2024-м — рост есть, но он составляет только около 14%. Зарплата линейных фельдшеров без опыта на ставку выросла примерно с 25 тыс. до 27,5 тыс. руб. (+10%), с опытом — с 37,4 тыс. до 39,8 тыс. руб. (+6,4%). Зарплаты медсестер без опыта сейчас составляют 26,3 тыс. руб. (было около 23 тыс. руб., рост +14,3%), медсестер с опытом даже больше семи лет и высшей категорией — не превышают 33 тыс. руб. на ставку. Врач анестезиолог-реаниматолог в бригаде получает 67,2 тыс. руб. на ставку (+6,3%), старший врач — около 60 тыс. (+6,7%).
Если по цифрам Пензенской области такая дезинформация, то я полагаю, примерно такое же «доверие» внушают и остальные цифры в среднем по России — возможно, они приукрашены в несколько раз.
Причем очень важно, что в письме министр оперирует средними зарплатами. А как они могут вырасти? Очень просто. Если народ стал разбегаться со «скорой» после того, как правительство решило обойти их повышенными ССВ — а мы точно знаем, что отток кадров происходит интенсивный — значит, средняя зарплата растет в связи с ростом переработок и коэффициента совместительства. Это не повышение оплаты труда.
Например, на пензенской ССМП огромная проблема с водителями — их нет, и несмотря на то, что после оттока кадров им подняли зарплату примерно до 40 тыс. руб. на ставку, они на работу не вернулись. Нет водителей — значит, нет возможности выпускать на линию достаточное количество бригад, и значит, действующим бригадам приходится перерабатывать — возможно, отсюда и такой рост зарплат, которым хвалится Минздрав.
Даже если взять за правду, что зарплаты выросли на 11%, что такое этот рост по сравнению с реальной инфляцией? И насколько этот рост справедлив, если взять другие категории работников?
Почему «скорая» так отреагировала на то, что ей не повысили ССВ, как ряду других медработников? Потому что, если держать в голове, что для врачей первичного звена соцвыплаты выросли с 17 тыс. до 50 тыс. руб. в некоторых городах, то с учетом средних зарплат их доход повысился более чем на 50%. А на скорой помощи — только на 11%.
К сожалению, письмо министра производит пессимистичное впечатление — боюсь, что с такими отчетами нам просто остается ожидать дальнейшей деградации службы скорой помощи».
«Отчет о таких успехах с зарплатами «скорой» абсолютно не соответствует действительности — в этом году базовые выплаты на ставку (оклады) увеличивали, но одновременно с этим снижали стимулирующие, надбавки. В итоге в лучшем случае размер зарплат просто остался на прежнем уровне.
Бывает даже хуже — в Московской области за август-сентябрь 2024 года «скоропомощники» получили сущие копейки вместо зарплат (некоторые по 10-30 тыс. руб. максимум). Хотя руководство объяснило это техническим сбоем, сейчас, когда зарплаты доначисляются, люди сообщают, что они все равно не досчитываются своих денег — вплоть до 10 тыс. руб.
В Москве ситуация в плане динамики зарплат не особенно лучше — хотя там платят выше, чем по всей стране, люди со скорой помощи уходят. Очень много в этом году уволилось водителей — отток случился настолько интенсивный, что вдоль заборов некоторых подстанций СМП и больниц стоят не использующиеся машины «скорой».
Если говорить о цифрах: в Подмосковье на ставку фельдшер получает около 40 тыс. руб. на ставку, в Москве — 55 тыс. руб. В других регионах это может быть и около 15 тыс. руб. на ставку, и пока ни о каком улучшении благосостояния медработников «скорой» говорить вообще не приходится.
Минздрав приводит данные по зарплатам, включая в показатели суммы, которые большинство работников «скорой» получает, работая на 1,5 ставки и больше. Ведомство может считать это нормой, умалчивая, что это огромное количество часов непрерывного труда».
«Отдельно зарплаты по скорой помощи мы не считали, но система оплаты труда у всех медработников схожая. Важно понимать, что в стране исторически сложился такой подход, что медицина — это так называемый служебный труд. Оплата за него состоит не только из денег (размер зарплат всегда был очень небольшим), но дополнительно еще выплачиваются социальные блага в натуральной форме, о которых пишет министр (по-простому, льготы, например, служебное жилье, льготная ипотека и т.д.).
Но в чем нынешняя проблема — во время Советского Союза эти социальные блага были достаточно крупные: выделялись квартиры, санаторный отдых для семьи, бесплатный проезд. На самом деле если эти советские льготы перевести в денежную форму, получится сумма приблизительно еще одной зарплаты. Но после того, как в 2004 году вышел закон № 122-ФЗ «О монетизации льгот», размер этих социальных благ схлопнулся — решение по ним было отдано территориям, которые в среднем их уменьшили втрое. Поэтому сейчас получается, что с одной стороны, и зарплата по-настоящему не увеличивается (потому что до сих пор не сложилась рыночная система оплаты труда), но и льгот, как это было раньше, даже близко не появилось.
Минздрав пытается этим письмом объяснить, почему не стоит ждать повышения ССВ для «скорой». Мне кажется, проблема в том, что медработники на службы СМП не до конца понимают, что зарплата и соцвыплаты — это совершенно разные вещи. Надо государству, чтобы вы здесь работали — оно пытается этими дополнительными благами перенаправить поток кадров и закрыть потребности в медпомощи. Эта выплата на самом деле никоим образом не связана с трудом. Она связана именно с рабочим местом. Государству все равно, откуда туда врач пришел, например, в дефицитную по кадрам «первичку» — со скорой помощи, из стационара в городе. Главная цель — закрыть место человеком, а результаты труда, или появление новых дыр из-за такого перетока кадров государству уже менее интересны».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.