Примерно треть пациентов с ВИЧ (34,3%) отметили изменения в работе СПИД-центров в связи с пандемией COVID-19 – сокращение часов работы, уменьшение численности персонала за счет его перевода на лечение больных COVID-19 и т.п. На проблемы с обеспечением АРВ-препаратами пожаловались лишь 4,1% респондентов. Об этом свидетельствует исследование, проведенное ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора совместно с «Коалицией по готовности к лечению» (ITPC.ru) при поддержке ЮНЭЙДС. Исследование (доступно на сайте ITPC.ru) проведено в июле 2020 года в 68 регионах России.
Подавляющее большинство опрошенных (70,5%) не испытывали проблем с получением лекарств. При этом 22,6% респондентов сообщили, что АРВ-препараты доставляли им домой сотрудники СПИД-центра. Еще 4,6% респондентов отметили, что нужных лекарств не было в аптеке. Более половины респондентов (56,8%) имели на руках АРВ-препараты на 2–3 месяца, 22,8% – на 1 месяц, 6,4% – на 6 месяцев. О пропусках в терапии для профилактики туберкулеза сообщили 8,7% опрошенных. В качестве причины указывалась невозможность получить такие препараты в СПИД-центре.
«Дело совсем не в закупках, а в том, как отреагировали специалисты профильных медицинских учреждений. Выдавали препараты на более долгий срок, развозили их по маломобильным пациентам. Плюс – во время сбора информации практически все препараты были уже закуплены. В целом в период весенне-летней пандемии очень оперативно решался вопрос лекарственного обеспечения, системных сбоев мы не зафиксировали. Но сейчас проблемы начались», – рассказал «МВ» руководитель отдела мониторинга ITPC.ru Алексей Михайлов.
Проходили обследование или обращались к врачу в связи с симптомами коронавирусной инфекции треть всех опрошенных (34,3%). Продолжительность заболевания COVID-19, со слов респондентов, составила 17,5 дня, тяжесть заболевания преимущественно была средней, 41,7% сообщили о диагностированной пневмонии. Большинство респондентов переболели COVID-19 в мае–июне 2020 года, при этом в июле чувствовали себя полностью восстановившимися после болезни только 37,5% опрошенных.
Почти все респонденты сообщили о проблеме снижения доступа к лечению сопутствующих заболеваний в общеполиклинической сети и о дефиците реабилитационных мероприятий. При этом ни один из респондентов не предъявлял жалоб на отсутствие доступа к медицинским услугам в связи с ВИЧ-инфекцией.
«Исследование также показало, что люди, живущие с ВИЧ, больше подвержены инфицированию COVID-19, но реже обращаются за медицинской помощью. Вероятно, люди с ВИЧ относятся к группе особо уязвимых для новой коронавирусной инфекции, поэтому необходимо также проведение исследований по безопасности и эффективности вакцинации в этой группе», – отмечают авторы исследования.
Как сообщила «МВ» представитель движения «Пациентский контроль» Юлия Верещагина, с начала года поступило 180 жалоб из 38 регионов, 8 учреждений ФСИН и 1 учреждения ФМБА. Сообщения касались перебоев в выдаче лекарств, замены схем без медицинских показаний, отказов в замене терапии при побочных эффектах, выдачи таблеток, которые нужно дробить для получения нужной дозировки или замены взрослых форм на детские.
На отказы в своевременной диагностике, показывающей эффективность лечения ВИЧ, а именно в тестировании на определение вирусной нагрузки и/или иммунного статуса с 1 января 2020 года получено 64 жалобы из 22 регионов и 1 учреждения ФМБА. По данным общественной организации, перебои с доступностью тестов связаны с высокой загрузкой лабораторий для тестирования на новую коронавирусную инфекцию.
В начале сентября об ухудшении ситуации с ВИЧ-инфекцией на фоне ситуации COVID-19 предупредил руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД Вадим Покровский. По его словам, пандемия отвлекла ресурсы инфекционистов, набор пациентов на антиретровирусную терапию сократился.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.