Как отметила модератор, адвокат Ирина Фаст, в последние годы государством ведется активная работа по выявлению врачебных ошибок. При Следственном комитете России создано специальное подразделение по расследованию ятрогенных преступлений, совершенствуется уголовное законодательство в этой сфере. Но ущерб обществу и людям от врачебных ошибок несоизмеримо меньше, чем от мошенников в сфере «медицинских» услуг.
Методов обмана существует великое множество, порой жертвами становятся даже люди, обладающие высоким уровнем правовой грамотности. Наиболее распространенные и известные формы нечестной медицины: оказание якобы медицинских услуг людьми, не имеющими медицинского образования; введение людей в заблуждение относительно диагноза и методик лечения, предложение ненужных и неэффективных процедур по безмерно завышенным ценам в кредит; продажа БАД под видом инновационного препарата, излечивающего неизлечимые заболевания, включая терминальные стадии онкологии; «уникальные» методики.
Перечисленные примеры нечестной медицины объединяют общие признаки: агрессивный маркетинг и технологии продаж, отсутствие письменных гарантий излечения и доказательств введения в заблуждение, сложность отказа от навязанных услуг и возврата потраченных гражданином денежных средств.
По мнению вице-президента Общества специалистов доказательной медицины Василия Власова, неспособность решать актуальные проблемы совершенствования медицинской практики лежит в «отвратительно низком качестве экспертизы». Для примера он привел ситуацию с экспертизой лекарств, которые разрешаются для использования в РФ: «Под видом гомеопатического средства сахарные шарики, в которых практически ничего нет, продаются за сотни рублей, там тысячи процентов прибыли. А Минздрав утверждает инструкцию по использованию такого препарата, и информация о том, что там почти ничего нет, всячески замаскирована. В государственной системе мошенники». При этом эксперт считает, что указанные проблемы можно решить, если к экспертизе привлечь лучших специалистов.
«Чтобы бороться с фейковой медициной, надо что-то наладить в нашей медицине, – выразил свою позицию заведующий кафедрой гематологии и гериатрии Института профессионального образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Павел Воробьев. – У нас нет оценки медицинских технологий, которые можно применять. В каждой аптеке продаются приборы, которые не имеют никакой эффективности, есть они и в государственных центрах здоровья. БАД – это жульничество в высшей степени, лекарство выдают за добавки к пище. Вам всучивают лекарства, которые никогда не проходили испытаний, токсичные, опасные, вызывающие кучу побочных эффектов. И это делает государство».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.