Парламентские слушания «Онкологическая помощь в Российской Федерации. Законодательные аспекты» прошли в Госдуме 24 сентября. Речь шла в том числе о повышении доступности лекарственных средств, обезболивающих и о необходимой для этого гармонизации нормативно-правовых актов федерального уровня и субъектов РФ, касающихся организации онкологической помощи.
«Совершенствование нормативно-правового обеспечения для системы контроля качества и доступности, диагностики и лечения онкозаболеваний, совершенствование онкорегистра и создание единого реестра новых разработанных медицинских технологий, которые могли бы быть успешно внедрены в практику онкологических клиник, контроль за исполнением клинических рекомендаций в медорганизациях – вот те направления, по которым мы просим поддержки у законодателей», – уточнил главный внештатный специалист-онколог Минздрава РФ, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра радиологии Андрей Каприн.
Он предложил корректировку федерального законодательства в области канцер-регистра: внедрение программ популяционного скрининга отдельных видов злокачественных новообразований, программ ранней диагностики отдельных локализаций ЗНО в зависимости от структуры заболеваемости и возрастных показателей. Кроме этого специалист предлагает закрепить систему разделения ответственности врачей первичного звена и всех последующих этапов системы здравоохранения (онкологов) за позднее выявление случаев онкологических заболеваний. Андрей Каприн считает нужным создать при Федеральном собрании РФ рабочую группу для организации и мониторинга процесса приведения норм законодательства в соответствие с текущими достижениями науки. Пока же, констатирует он, нормотворчество не успевает отразить новейшие исследования и разработки.
Член Комитета Госдумы по охране здоровья Валерий Елыкомов считает, что нужно устранять разрыв в маршрутизации между разными уровнями медицинской помощи. «У нас есть великолепные региональные центры. Я уже не говорю про федеральные – это уровень мировой. Проблема в том, что между региональными центрами, какие бы они у нас развитые ни были, и первичным звеном – пропасть, – констатировал он. – В онкологии, в отличие от кардиологии, есть одна вещь – есть время между тем, когда выявлено заболевание, и тем, когда начнем лечить. И вот тут начинаются круги ада. Выявили рано. Больной два месяца побегал кругами и перешел в третью стадию, и совершенно другие результаты», – прокомментировал он.
Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский попросил разобраться с обеспечением лекарственными препаратами онкологических пациентов. Сейчас, чтобы получить необходимое лекарство бесплатно, нужно, чтобы оно было и в стандарте, и в Перечне ЖНВЛП. Но существует много лекарств, которые есть в одном перечне, а в другом не представлены. «Проблема лекарственного обеспечения в том, что сама система обеспечения архаична, нормативные акты разрозненны и противоречивы. Это позволяет различным субъектам использовать эти противоречия в своих интересах, что удорожает ее применение через дублирование льгот, стимулирование получения инвалидности и так далее. У нас сотни судебных разбирательств в регионах, когда власть начинает судиться со своими пациентами. И изменить это невозможно», – посетовал он
Заместитель министра здравоохранения РФ Евгений Камкин отметил, что предложения, прозвучавшие на парламентских слушаниях, будут учтены в дальнейшей работе. Национальный план, по его словам, предусматривает в том числе формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, снижению потребления табачной и алкогольной продукции. Большое внимание в нем уделено организационной составляющей и решению вопросов кадрового обеспечения онкологической службы. Замминистра отметил, что на базе многопрофильных больниц предполагается создание центров амбулаторий онкологической помощи с полным спектром оборудования и специалистов. Для многих регионов сейчас остро стоит проблема специалистов по радиотерапии, радиологии, патологической анатомии.
В 2017 г. в России численность врачей-онкологов выросла и составила 7657 человек (в 2016 г. – 7271). Однако данный показатель снижался на протяжении последних 5 лет, начиная с 2012 г. (0,8%). Снижалась также численность врачей-радиотерапевтов (14,3%) и врачей-радиологов (2,6%). В 2016 г. необходимое количество штатных единиц почти в 1,5 раза превосходило фактический численный состав врачей (9558 специалистов на 14,7 тыс. ставок).
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.