Показатели материнской смертности от преэклампсии и эклампсии имеют отчетливую тенденцию к снижению, однако неустойчивую и нестабильную. Такие данные были получены в ходе анализа группой авторов медицинской документации 129 случаев смерти женщин в возрасте от 16 до 44 лет от преэклампсии и эклампсии и их осложнений в регионах России в 2010–2019 году. Результаты опубликованы в четвертом номере журнала «Акушерство и Гинекология» за 2021 год.
В исследовании говорится, что благодаря внедряемым с 2013 года и постоянно обновляемым клиническим рекомендациям, в которых была введена современная терминология, предложены и доказательно обоснованы критерии тяжелой и умеренной преэклампсии и ее критические формы; регламентированы тактика ведения и терапевтические подходы, соответствующие международным стандартам, материнская смертность от этих причин начала снижаться. Но лишь к 2019 году получены убедительные данные – снижение этого показателя на 81% по сравнению с 2014 годом и на 50% – по сравнению с 2018-м.
При этом авторы признают, что допускают занижение статистики от этих состояний при кодировании основной причины смерти, к примеру, при экстрагенитальных заболеваниях или массивных акушерских кровотечениях. Например при фактической смерти женщины от преэклампсии ее кодируют, как артериальную гипертензию, либо причиной смерти указывается кровотечение.
«Отмечается четкая тенденция к снижению показателя материнской смертности, в том числе от преэклампсии. Однако настораживает неуклонный рост показателя материнской смертности от экстрагенитальных заболеваний, многие из которых, согласно отчетной документации, сопровождаются «умеренной преэклампсией», — сообщают авторы работы.
Структура непосредственных причин материнской смерти значимо не изменилась. Отек головного мозга с дислокационным синдромом и внутримозговые кровоизлияния – у 64 (49,6%), полиорганная недостаточность – у 40 (31%), массивные акушерские кровотечения с развитием геморрагического шока – у 13 (10,1%), а также акушерские эмболии – у 5 (3,9%) и септические осложнения – у 7 (5,4%). |
При этом большинство всех случаев смерти (до 89%) от преэклампсии и ее осложнений в 2010–2015 году были предотвратимыми, либо условно предотвратимыми. В 2019 году вследствие полной переоценки системы оказания квалифицированной медицинской помощи эта доля снизилась до 28,6%.
Однако несвоевременная диагностика и запоздалое родоразрешение по-прежнему остаются важной составляющей материнской смертности, во многом определяющей необходимость последующей гистерэктомии, неоднократной релапаротомии, а также декомпрессионной трепанации черепа на фоне развития тяжелых осложнений.
В числе ошибок, во многом определивших неблагоприятные исходы, названы дефекты диагностики, неполное обследование беременных, особенно узкими специалистами – гематологом, урологом, нефрологом, гепатологом; недооценка степени тяжести состояния и прогнозирования тяжелого течения преэклампсии, частая причина которой атипичное течение на фоне проводимой терапии (антигипертензивные препараты, антикоагулянты, антиагреганты, а также препараты, применяемые при различных сопутствующих заболеваниях); ошибки в определении объема кровопотери и последующее неадекватное ее восполнение. Дефекты в оказании медицинской помощи встречаются как на амбулаторном, так и стационарном этапе.
Основными направлениями снижения материнской смертности от преэклампсии названы стандартизация, постоянный контроль качества обследования, обоснованности диагноза, тактики лечения; четкое следование утвержденным протоколам, а также постоянная оценка качества оказания профессиональной медицинской помощи.
Отмечается необходимость повышения качества образования специалистов, причем как акушеров-гинекологов, так и врачей смежных специальностей, вследствие профессиональных ошибок и недочетов при оказании медицинской помощи этой категории женщин. Предлагается проведение дополнительных научных исследований в этом направлении — в связи с отсутствием знаний и понимания истинной причины преэклампсии.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.