Президент России указом № 442 от 01.07.2020 поставил точку в споре между Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой о допустимости проведения экспертиз экспертами СКР. Генпрокуратура возражала против этой практики, указывая, что эксперт не должен быть зависимым от стороны по делу и что данная компетенция комитета не закреплена законодательно. Теперь формальное препятствие устранено. Текст указа опубликован на портале правовой информации.
«Тихо и незаметно завершилась долгая борьба Александра Бастрыкина за собственных подручных экспертов, – прокомментировал вступление в силу приказа управляющий партнер Центра правовой помощи «Статус» Алексей Федяров. – Должности экспертов в СКР ввели давно, но Генеральная прокуратура с этим боролась: законом эта компетенция СКР не была закреплена. Были и решения коллегий, и информационные письма, прокурорам запрещали признавать эти экспертизы допустимыми».
12 марта 2019 года на рассмотрение Федерального собрания был внесен президентский законопроект о наделении СКР экспертными полномочиями. Уже 26 июля президент подписал закон. Фактически Следственный комитет получил право проводить любые судебные экспертизы, поясняет Федяров. Сейчас это закрепили изменением в Положении.
«Поздравляю, у нас новые эксперты в погонах, совершенно официальные, подчиняющиеся одному со следователями руководству, – подытожил Федяров. – Медикам с учетом отношения к ним председателя СКР стоит задуматься. Экспертизы по ятрогенным делам теперь в безусловно процессуальных рамках будут для следователей СКР проводить эксперты СКР».
Управляющий Центром медицинского права Алексей Панов полагает, что такое положение вещей приведет к росту спроса со стороны врачей на заключения специалистов негосударственных экспертных учреждений (стоимость 50–150 тыс. руб.).
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.