В подтверждение своих слов он привел данные системы «Фармаконадзор» АИС Росздравнадзора за 2012-2014 гг. на основе 1123 спонтанных сообщений. «Мы их проанализировали и поняли, что препараты, относящиеся к бета-лактамным антибиотикам, назначаются с ошибками, частота которых может достигать 50%. Ошибки самые разные. Треть связана с применение по незарегистрированным показаниям, чаще всего при лечении вирусной инфекции. Врачи еще и инструкции не читают, в результате – меньшая кратность, наличие противопоказаний, большая или низкая доза, нерациональная или несвоевременная смена. Почти половина ошибок связана не просто с нерациональным выбором, а в принципе с незнанием режимов назначения, дозирования», – прокомментировал он.
Большое европейское исследование об уровне знаний о лечении инфекций, вызванных резистентными грамотрицательными возбудителями, в ходе которого были опрошены 600 врачей из Франции, Испании, Италии, Германии и 200 из России, также показало неутешительные результаты. Врачи РФ менее осведомлены о проблеме антибиотикорезистентности, о возможностях молекулярной диагностики и реже пользуются системами принятия решений (электронные алгоритмы, чек-листы и т.д.). 63% врачей в РФ получают результаты микробиологического исследования на 6–10 день (в Италии – 24%, в среднем в Европе – 30%).
Эта же беда отмечается и среди провизоров. Опрос, проведенный в Санкт-Петербурге среди 316 фармацевтов 36 аптек, показал, что только в 33% случаев антибиотики проданы по рецепту врача. Сами фармацевты в 68% случаев принимали антибиотики в качестве самолечения, а не по назначению.
Сергей Зырянов отметил, что «Стратегия предупреждения распространения антимикробной резистентности в РФ на период до 2030 года» предусматривает повышения уровня подготовки специалистов по вопросам, связанным с АМР. Однако пока остаются открытыми вопросы, как это реализовать: должен ли курс по АМР быть включен в программы вузов, и в рамках какой специальности, или в программу дополнительного образования? Повышение эффективности обучения специалист видит во внедрении новых технологий, электронных систем обучения.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.