По словам профессора кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом ФУВ лечебного факультета Российского медицинского университета Гагика Авакяна, только 5% современных лекарственных препаратов сегодня используются в реальной практике для лечения пациентов. Среди причин данного явления ученый называет дефицит детских форм ЛП, а также необоснованную замену оригинальных препаратов на дженерики. Причем, как отмечает эксперт, критично низкий процент дженериков сегодня в России реально контролируется на предмет качества.
С этим мнением соглашаются практикующие врачи, работающие на местах. Врач-невролог высшей категории, кандидат медицинских наук из Твери Наталья Дудкина критикует перевод детей на дженерики.
«Причем это делается спонтанно, необоснованно. Совершенно непонятно, чем руководствуются люди, осуществляющие закупки ЛП. Потому что на детей мы заказываем определенные группы препаратов, причем пофамильно, с определенными дозами в определенном количестве. А получаем совершенно другие препараты. Самое страшное, что пошла уже не просто замена на дженерики, а хроно формы на формы энтериков», - поясняет врач. Выход в этой ситуации найден стихийно и просто: объяснить положение дел родителям в той мере, насколько это поддается объяснению.
«Неврология - такая сфера, где частая смена ЛП недопустима. Больным приходится чаще ложиться в стационары на подбор препаратов и в результате участившихся приступов. Какой выход? Сохранить систему индивидуальных закупок. Детей у нас в России не такой большой процент. И эта категория пациентов стоит того, чтобы относиться к ним должным образом. Где провисает? Не знаю. Возможно, это недальновидность управленческих решений. Потому что раньше – я работаю с 2002 года – таких проблем не было», – резюмирует Наталья Дудкина.
Данную точку зрения разделяет и представитель фармкомпании, производящей данные ЛП, пожелавший остаться неназванным: «Когда было законодательно закреплено решение закупать препараты по МНН, на рынок хлынули ЛП не очень высокого качества, но дешевые в цене. И у нас сейчас получается, что лекарственное обеспечение идет не по потребности пациентов, а по алгоритму: закупили ”Энкарат” – все пьют ”Энкарат”. В следующий раз аукцион выигрывает ”Вальпарин” – все пьют “Вальпарин”. Некоторые компании начинают выпускать лекарство в форме гранул – якобы это пролонгированная форма. На самом деле это не более чем маркетинговый ход. А для пациентов это оборачивается очередной трудностью. Лекарство есть в разной расфасовке: 100 мг, 250 мг и 1000 мг. И больница закупает партию в расфасовке 1000 мг. А у ребенка, предположим, доза – два раза по 300 мг. Как выделить из этого большого саше нужную дозу?».
Фармпроизводители в качестве решения проблемы предлагают разрешить, например, одну треть препаратов на торгах закупать по торговым наименованиям. Чтобы была альтернатива – и по МНН, и по торговым наименованиям. Профессор Гагик Авакян обобщает: для решения проблем в лекарственном обеспечении данной категории пациентов необходим комплексный подход: внедрение новых методик, комплекс управленческих решений и развитие технологий.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.