Скелетные мышцы составляют примерно 40% от общей массы тела и необходимы для выполнения множества жизненно важных функций — от движения до дыхания и транспортировки веществ внутри организма. В процессе их работы происходит выделение миокинов2, которые опосредуют связь между мышцами и печенью, жировой тканью, поджелудочной железой, головным мозгом и другими органами и системами человеческого организма. «С возрастом в организме усиливается окислительный стресс, увеличивается системное воспаление, повышается количество стареющих клеток, ДНК начинает мутировать, — рассказала Шацкая. — В результате развивается дисфункция митохондрий, нарушается протеостаз3. Такие изменения неизбежно ведут к развитию саркопении — возрастным структурным и функциональным нарушениям мышечной ткани и их деградации».
По достижении человеком 60—70 лет снижение массы мышц может составить от 5 до 13%, а у лиц старше 80 лет — до 50%, предупредила врач. «Саркопения повышает риск развития таких неблагоприятных событий, как ухудшение качества жизни, инвалидизация и преждевременная смертность, — отметила Шацкая. — Однако, если ранее нарушения в мышечной ткани рассматривались в медицине как независимый предиктор неблагоприятных исходов именно у пожилых пациентов, то изучение такого феномена, как миостеатоз — увеличение межмышечной и внутримышечной жировой ткани, позволяет по-новому взглянуть на взаимосвязь этого процесса и здоровья мышц».
В Великобритании в рамках деятельности БиоБанка было проведено исследование влияния состава тела на показатели смертности, в котором приняли участие более 40 тыс. человек. «Учеными были сделаны выводы, что низкий объем мышц и высокий процент жира в них являются сильными и независимыми предикторами неблагоприятных исходов, — указала Шацкая. — Более того, данные показатели оказались сопоставимы с числом летальных исходов в группе пациентов с онкологическими заболеваниями и в группе курильщиков. В результате миостеатоз наряду с саркопенией вошли в число главных физиологических маркеров старения организма».
Еще одной причиной ускоренного старения мышечной ткани является сахарный диабет, отметила доктор Шацкая. «Гипергликемия и инсулинрезистентность изменяют энергообмен в клетках организма, что приводит к нарушениям метаболизма и накоплению липидов в межмышечных пространствах, — сообщила врач. — Кроме того, при диабете происходит повышение окислительного стресса, что стимулирует выработку генов, связанных с атрофией мышечной ткани. В настоящее время даже введен термин «диабетическая миопатия», которая характеризуется снижением синтеза белка, что ведет к потере мышечной массы и развитию дисфункции мышц».
Исследования Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава России подтверждают эти данные. У молодых пациентов с недавно появившимся сахарным диабетом, еще не страдающих сердечно-сосудистыми и респираторными осложнениями, был отмечен высокий процент жировой ткани и статистически значимое снижение мышечной массы. «В норме скелетные мышцы обладают высоким уровнем метаболической пластичности, которая зависит от оптимально функционирующих митохондрий, — рассказала Ольга Шацкая. — Разрушение митохондрий под воздействием различных факторов ведет к атрофии мышц, причем данный процесс может возникнуть не только при сахарном диабете, но и при ожирении».
Как пояснила врач, при накоплении белой жировой ткани происходит окислительный стресс, который активирует HIF1α — фактор, индуцирующий гипоксию. В условиях дефицита кислорода происходит нарушение нормальной функции митохондрий, без которого невозможна здоровая деятельность мышц. «Различные виды терапии помогают улучшить функции митохондрий, но самым доступным, оптимальным и простым методом является модификация образа жизни, — отметила эндокринолог. — Необходима осознанная вовлеченность пациента в вопросы собственного здоровья, что прежде всего выражается в достаточном уровне физической активности, рациональном питании и полном отказе от вредных привычек. Так, например, при физической нагрузке активность одних миокинов снижается, а других возрастает, что препятствует разрушению мышечной ткани, способствует ее восстановлению и приводит к улучшению функции митохондрий».
В значительной степени старению мышц способствуют и вредные привычки, в том числе и табакокурение. Исследования подтверждают, что ацетальдегид, альдегид и акролеин, содержащиеся в сигаретном дыме, повышают экспрессию ферментов, стимулирующих разрушение мышечной ткани. «По последним данным социологов, подавляющее большинство россиян ставит ЗОЖ в число жизненных приоритетов. Однако число людей, фактически стремящихся к нему, в 2023 году снизилось на 15%, — заявила Шацкая. — В случаях, когда человек не мотивирован на полный отказ от вредной привычки, прежде всего от табакокурения, целесообразно минимизировать этот риск. Для пациентов с тяжелой никотиновой зависимостью это возможно сделать посредством перехода с традиционных сигарет на менее вредную бездымную табачную продукцию».
Исследования, проведенные в 2023 году в Казанском федеральном университете, показывают, что при переходе с обычных сигарет на электронные системы нагревания табака воздействие на организм человека акролеина и альдегида становится сопоставимым с таковым при полном отказе от курения, подчеркивает врач. Другое исследование ученых из римского университета Сапиенца показало, что переход на бездымные табачные изделия позволяет снизить на 15% уровень 8-изопростагландина, который является показателем оксидативного стресса и хронического системного воспаления, в сравнении с традиционными сигаретами.
Таким образом, достаточный уровень физической активности в сочетании с рациональным питанием и модификацией других поведенческих факторов риска способствует здоровью мышечной ткани, позволяет увеличить продолжительность и качество жизни людей старшего возраста, а также снизить количество неблагоприятных исходов в когорте пациентов с сахарным диабетом и ожирением.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.