Жизнь с «двойной нагрузкой» в огромных мегаполисах, в непростых социально-экономических условиях (часто именно на плечи женщин ложится основная ответственность за благополучие членов всей ее семьи) и стремительное изменение так называемых полоролевых стереотипов – все это требует от «слабого пола» мобилизации всех адаптационных ресурсов организма. В итоге, в ХХI веке тема женского психического здоровья необычайно обострилась: специалисты отмечают рост пограничных психических расстройств, а депрессия примерно в два раза чаще встречается у женщин, усугубляясь персистированием и частыми обострениям. Также среди пациентов женского пола регистрируется бОльшая представленность тревожных и соматоформных расстройств (психосоматических, проявляющихся различными жалобами при отсутствии объективных подтверждений наличия серьезного заболевания).
Как известно, основная задача современной медицины – развитие персонализированного подхода, и здесь «гендерный фактор» имеет особую значимость. Женское психическое здоровье, во многом определяя здоровье нации, является интересной и в то же время сложной мультидисциплинарной темой для современной медицинской науки.
«Мы отмечаем рост депрессивных заболеваний у женщин, прибегающих к процедуре ЭКО: повторные курсы гормональной стимуляции, невозможность забеременеть или потеря ребенка – все это приводит этих женщин в группу повышенного риска, – говорит директор Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева и главный внештатный специалист-эксперт по психиатрии Росздравнадзора, профессор Николай Незнанов. – Установлено, что уровень депрессии у женщин, готовящихся к ЭКО, в 4 раза выше, чем у обычных женщин, при этом отмечено негативное влияние депрессии на сами результаты ЭКО».
Также, по словам эксперта, распространенность послеродовой депрессии достаточно высока. По результатам недавнего мета-анализа, средняя частота ее развития в мире составляет 17,7% случаев родов, что позволяет назвать ее одним из наиболее распространенных осложнений. Недаром в период с 1995 по 2005 г. использование антидепрессивной терапии при беременности увеличилось в три раза.
По мнению профессора Незнанова, об основных симптомах депрессивных или тревожных расстройств должны помнить врачи общей практики и доктора в женских консультациях, поскольку именно к ним, а не к психиатрам, пациентки приходят за помощью в первую очередь.
«Но когда мы читаем лекции поликлиническим врачам, то видим, насколько они далеки от этих проблем, – сетует Николай Незнанов. – Как-то, после очередного моего выступления, ко мне подошла доктор и возмутилась: все симптомы, которые вы перечислили сейчас, есть и у меня, значит, у меня депрессия? Но, во-первых, сами врачи от этого не застрахованы, а во-вторых, к сожалению, психическое здоровье человека так и не стало важной проблемой, которую готово решать наше здравоохранение».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.