С приветственной лекцией на съезде выступил генеральный директор НМИРЦ МЗ РФ, член-корр. РАН Андрей Каприн, отметивший, что потребность россиян в лучевой терапии и радиохирургии пока, к сожалению, далека от удовлетворения. По данным специалистов, около 300 тысяч россиян ежегодно нуждаются в лучевой терапии, и лишь чуть более половины нуждающихся (153,3 тысячи) ее получают. При этом от 35 до 50 тысяч человек в год должны были бы получать высокотехнологичную помощь, но количество ежегодно проводимых операций на тех же установках «Гамма-нож» и «Кибер-нож» не превышает 4,5 тысячи, две трети которых проводятся в Москве и Санкт-Петербурге.
- В тех же США на 1 млн человек приходится более 13 аппаратов для лучевой терапии, - заметил Андрей Каприн. – Наверное, это чересчур много, но у нас 140 линейных ускорителей на всю Россию, да еще 175 гамма-терапевтических установок, многим из которых уже более 20 лет. Словом, у нас машин очень мало, они морально и технически устарели, и к этому надо добавить отсутствие квот на ВМП, отсутствие тарифов в ОМС, плохое сервисное обслуживание и как результат острую нехватку специалистов. А центров ядерной медицины мы по сей день так и не построили.
Между тем генеральный директор Национального медицинского исследовательского радиологического центра подчеркнул, что российские ученые активно работают над созданием установок для протонной, ионной и нейтронной терапии – самых передовых направлений в ядерной медицине.
- Создание новых облучательных аппаратов – основное направление физико-технического развития современной лучевой терапии, и у нас еще есть сильные физики, способные создавать самые современные установки, - считает Андрей Каприн. По его словам, уже вышел на клинические испытания отечественный комплекс для протонной лучевой терапии «Протом» в Протвино, и лечение на этой установке получили 23 больных с образованиями в области головы и шеи. К доклиническим испытаниям готова установка по нейтрон-захватной терапии. Также идет сборка ускорителя ионной лучевой терапии, самый большой опыт работы на котором сегодня имеет Япония. Именно японские специалисты показали, что такие ускорители наиболее эффективны при лечении опухолей сложных локализаций.
- Что касается протонной терапии, то пока мы не очень отстаем от своих коллег, - сказал, открывая съезд, один из его главных организаторов, председатель правления МИБС им. С. М. Березина Аркадий Столпнер. – Во многих европейских странах тоже нет центров ядерной медицины, но там их активно строят - в мире сейчас просто бум на строительство центров протонной терапии. Но у нас, если все будет хорошо, центр появится на пару лет раньше, чем в той же Великобритании: мы планируем принять первых пациентов в 2017 году.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.