По его оценкам, достигнутый за последние восемь лет уровень цифровизации практического здравоохранения несоразмерно ниже затрат в виде 50 млрд руб.; выпускаемые документы отличаются низким уровнем проработки, а сотрудничество с профессиональной общественностью сведено на нет.
«Глава АРМИТ высказывает свое личное мнение и имеет на это право. Но на самом деле в АРМИТ есть разные мнения. Моя позиция такая: должны быть критерии эффективности информатизации здравоохранения, увязанные с основными индикаторами состояния здравоохранения. Надо внести изменения в форму Государственной статистической отчетности, связанные с информатизацией, построить таблицы соотношения между уровнем информатизации и состоянием здравоохранения, посмотреть динамику по годам. Знаю, что изменения в статформах готовятся, но сам их пока не видел», – прокомментировал ситуацию Георгий Лебедев.
Аналогичное предложение – разработать критерии оценки медицинских информационных, систем и оценить медорганизации в регионах по этим критериям – ранее высказывал эксперт ОНФ в области медицинских информационных систем гендиректор ООО «Медицинские информационные решения» Константин Хоманов. Еще в 2016 году ОНФ отмечал, что создание единой информационной государственной системы идет разрозненно, и оценить ее эффективность не представляется возможным ни по одному из заявленных направлений. Недостатком ЕГИСЗ называлось отсутствие внутреннего системного единства, а также то, что медицинские информационные системы (МИС), закупаемые медучреждениями у разработчиков, не всегда соответствовали профессиональным требованиям.
В последний раз эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) проводили оценку информатизации больниц и ФАП в российских регионах в мае 2018 года. По итогам мониторинга эксперты выражали опасение, что план мероприятий по развитию Единой государственной информационной системы в здравоохранении (подключить на все 100% медицинские организации в регионах к ЕГИСЗ, а также автоматизировать все рабочие места медперсонала) к концу 2018 года не будет выполнен. На тот момент все медицинские организации были подключены к интернету только в четырех субъектах РФ: Калужской, Московской, Сахалинской и Тульской областях. Но как отмечали тогда эксперты ОНФ, и эта информация не вполне соответствует действительности. Например, в Калужской области реально были подключены к интернету только федеральные и областные больницы. Мониторинг показал, что в ФАП региона подключение ограничилось лишь подведением сетевых кабелей, в самих же учреждениях нет не только выхода в интернет, но даже компьютерной техники.
В рейдах по поликлиникам осенью 2017 года активисты ОНФ сталкивались в регионах с ситуацией, когда предпринятые несколько лет назад попытки внедрения единой электронной системы, например в Твери, вообще оказались проваленными. В итоге запущенная здесь в 2013 г. электронная система была брошена на полдороге и к настоящему времени она технически и морально устарела. Один из комментаторов Medvestnik.ru на условиях анонимности рассказал, что одна из причин кроется в том, что руководителям региональных ЛПУ фактически принудительно навязывали аффилированные с органами власти IT-компании для работы в регионах, которые демонстрировали неэффективные показатели работы.
Нередко попытки информатизации наталкиваются на скрытое сопротивление врачей – значительная часть терапевтов в регионе – это люди в возрасте, и они просто не умеют пользоваться электронными ресурсами, а по-прежнему заполняют документы вручную. «Компьютер для них – это лишь еще один предмет мебели. Именно поэтому подавляющая часть медучреждений, подключенных к электронным ресурсам, их не используют. Не умеют, не знают, неудобно. Где же качество и доступность медицинской помощи, ради которых все это и задумывалось?» – сказал в прошлом году по этому поводу представитель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Александр Васильев.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.