Эксперт: для снижения количества конфликтов между врачами и пациентами нужны локальные нормативные акты

07.12.2016
00:00
Для снижения количества конфликтов между врачом и пациентом нужна разработка локальных нормативных актов. Об этом сообщила декан факультета усовершенствования врачей МОНИКИ Оксана Александрова на совещании, где обсуждались пути решения  конфликтов между врачом и пациентом в процессе оказания медицинской помощи.

По ее мнению, разработка таких актов позволит нивелировать пробелы федерального законодательства и снизит количество конфликтов, возникающих из-за правовой неопределенности в процессе оказания медицинской помощи. «Права граждан в сфере охраны здоровья можно разбить на две большие группы, – отметила специалист. – Первая группа – права граждан, механизм реализации которых в медицинской организации возможен через информирование о праве».

К правам этой группы относятся: право на бесплатное получение медицинской помощи, право на меры социальной поддержки для льготных категорий граждан, право на платные медицинские услуги, право на выбор медицинской организации, право на выбор врача. Механизм их реализации уже прописан в нормативно-правовых актах федерального уровня. Есть вторая группа прав граждан, механизм реализации которых в медицинской организации возможен через сочетание информирования о праве и регламентации локальным нормативным актом. Медицинская организация с одной стороны обязана их реализовывать, с другой – нет никакого четкого и единого механизма, как именно это сделать.

Например, в нормативно-правовых актах федерального уровня не регламентирован порядок выбора пациентом лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья. То же самое касается права на отказ от медицинского вмешательства. В законе федерального уровня не предусмотрен регламент действий медработников при отказе пациента от медицинского вмешательства. Кроме того, действуют совершенно разные формы для дееспособных и недееспособных лиц, когда отказываться от вмешательства должны законные представители. «В итоге никто толком не знает, как это право реализовать, чтобы не допустить нарушений», –  сказала эксперт. Существующая документация не включает вопросы специализированной помощи. Проблемы есть и с правом пациента на защиту сведений, составляющих врачебную тайну. С одной стороны, регламентация этого права достаточно детализирована в ФЗ «Об основах охраны здоровья», но в нормативно-правовых актах федерального уровня не закреплен регламент действий медицинских работников при передаче сведений, составляющих врачебную тайну, не закреплены формы письменного согласия или отказа на передачу сведений, составляющих врачебную тайну.

Неоднозначна правовая позиция относительно права на допуск к пациенту адвоката, законного представителя, священнослужителя. Например, что делать медикам, если в больнице объявлен карантин. «И так по каждому пункту. Закон есть, права у пациентов есть, а четкого и единого механизма реализации нет. Все это порождает многочисленные жалобы со стороны пациентов, непонимание, конфликты. Поэтому нужно, чтобы у медицинской организации было четкое и прозрачное понимание того, как она реализует права пациента, доказательная база о том, что эти права реализованы. Нужны локальные нормативные акты, где четко будет прописано, как эти права осуществить, с помощью каких механизмов», – считает Оксана Александрова.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.