— Молодые люди не приходят в специальность. Раньше мы могли на конкурсной основе принимать людей в ординатуру по детской хирургии, а сейчас нет. В результате есть большая разница в обеспеченности специалистами как по федеральным округам, так и по субъектам РФ, — уточнил Владимир Розинов.
Неоднозначно специалист оценил и итоги оптимизации применительно к детским хирургическим стационарам.
— Снижение обеспеченности койками на четверть — это достаточно ощутимо. Но однозначной трактовке это не поддается, так как в этих цифрах много советского наследия, когда у нас была иная система финансирования. Что лукавить, многие из нас, относящиеся к числу руководителей органов управления здравоохранением, искусно держали эти койки, даже не самые эффективные, только потому, что они финансировались. Поэтому итоги оптимизации весьма неоднозначны, — заявил он.
В то же самое время он отметил, что в Москве ситуация с коечным фондом самая лучшая, так как в столице для нужд пациентов используются мощности не только медицинских учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения, а также коечный фонд клиник ФМБА и РАН. Среди основных тенденций в развитии службы он также указал централизацию основных объемов помощи в центральных больницах субъектов.
— Если ранее они выполняли в основном плановую работу, то сегодня все, что связано с неотложной и экстренной помощью, тоже входит в их обязанности. Это заставляет пересматривать функционал этих больниц, — уточнил специалист.
Как сообщил заведующий кафедрой детской хирургии и урологии-андрологии педиатрического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Дмитрий Морозов, сейчас сообществу важно выработать некий общий план по координации научной работы.
Среди приоритетных мер в этой области он назвал аудит всех научных исследований по детский хирургии, которые проводятся в стране, создание научно-образовательных кластеров, объединяющих интересы разных научных институтов, лабораторий и производств, а также формирование в рамках Ассоциации детских хирургов научного совета, основной функцией которого стали бы координация и планирование научной деятельности.
— Нам необходимо внедрить технологии объединения коллективов для решения одних или схожих задач, что в условиях дефицита ресурсов позволит получать серьезные результаты, нужна поддержка работ, выполняемых на стыке специальностей с обязательным созданием банка диссертаций как минимум докторских. Можем ли мы говорить о достаточной апробации диссертаций, если ее знают только коллеги из региона? — отметил специалист.
Среди основных препятствий в развитии детской хирургической науки эксперт выделил недостаточный лоббизм интересов специальности в органах государственной власти и структурах, от которых зависит финансирование научных проектов.
— При том, что научный потенциал российских хирургов весьма высок, следует признать, что мы недостаточно участвуем в государственном планировании и, отчасти поэтому, находимся вне финансовых потоков. В соответствии со стратегией развития медицинской науки в 2013 году были утверждены так называемые платформы приоритетных исследований в стране. По сути, это те направления, которые будут финансироваться государством. Детское направление представлено платформой «педиатрия», в которой вопросы хирургии у детей освещены фрагментарно, в нескольких предложениях. В таких условиях кафедры высших учебных заведений продолжают планировать и выполнять научные исследования по детской хирургии вне государственного финансирования, так как немногим удается войти в состав соисполнителей государственного задания в составе платформы, — отметил эксперт.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.