Об этом 13 ноября говорили участники круглого стола «В борьбе против рака: ход реализации онкопрограммы», прошедшей в пресс-центре «АиФ».
Руководитель отделения лучевой терапии Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А.Герцена, д.м.н., проф. Анна Бойко подчеркнула, что появление данной онкопрограммы было обоснованным, ведь каждые полторы минуты у одного россиянина диагностируется рак.
— В России была плачевная ситуация: если в лучевой терапии каждый год нуждались 300 тыс. новых человек, ее могли получить только 150 тыс., да и то на очень старой технике. В это время в мире произошли революционные преобразования в медицине, в частности, в лучевой терапии: появились ускорители колоссальной мощности, аппараты для томотерапии, кибер-ножи, гамма-ножи, бьющие в цель с невероятной точностью. Мы же, несмотря на колоссальный клинический опыт в онкологии, заметно отставали. Надо отдать должное Минздраву, который провел глубокий анализ онкологической ситуации в стране и принял решение о необходимости серьезных преобразований этой отрасли медицины, — напомнила Анна Бойко.
По ее мнению, программа пошла по правильному пути.
— Учитывая состояние онкослужбы на местах, заболеваемость и численность населения, реорганизацию решили провести комплексно. Ученые-практики помогли сформировать перечень необходимого для регионов оборудования, которое позволяло бы лечить на высоком европейском уровне. Даже этот минимальный набор техники оказался чрезвычайно дорогим. Однако на начало 2013 года удалось оснастить 56 крупных диспансеров и 7 федеральных центров.Такие темпы потрясают. Например, во Франции для большей доступности лучевой терапии требовалось оснастить всего восемь-десять медучреждений, то нам к финалу программы необходимо было подготовить более 80.
Также Анна Бойко затронула проблемы, связанные с реализацией онкопрограммы: предстояло не только закупить технику, подготовить компетентные кадры, но и построить специальные помещения – каньоны с определенным уровнем защиты.
— Все территории разделили между кураторами — научно-исследовательскими учреждениями, которые должны были отслеживать реализацию программы на местах. Например, наш онкологический институт контролировал около 30 регионов. За три года мы побывали там 46 раз вместе с представителями Минздрава, оценивая готовность каньонов под новую технику и подготовку специалистов еще до того, как они получили оборудование, — подчеркнула эксперт.
Отдельно она остановилась на кадровом вопросе.
— Самая большая проблема — недостаток медицинских физиков. Можно сказать, что они — самый элитный компонент в когорте специалистов, занимающихся лучевой терапией. Нам требуется два-три медицинских физика на 100 тыс. населения, а по факту имеем всего 0,2 на 100 тыс. населения. Радует, что в рамках онкопрограммы эта проблема начала решаться активнее, — подчеркнула Анна Бойко.
По ее мнению, национальная онкопрограмма, стартовавшая в 2009 году в рамках ПНП «Здоровье», сыграла значимую роль в развитии онкологии, помогла улучшить выявляемость заболеваний и обеспечила россиянам возможность получать своевременную высококвалифицированную помощь с использованием самого передового оборудования.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.