Одной из причин того, что не удалось использовать весь имеющийся в России производственный потенциал, является ранее действующая контрактная система, регулируемая требованиями федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», определявшая только процедуру закупки. В то же время за пределами законодательного регулирования оставались такие важные блоки, как планирование, осуществление поставок по заключенным контрактам и другие важные вопросы.
Новая система государственных закупок, предусмотренная федеральным законом №44-ФЗ, включает полный цикл процедуры закупок. Однако проведённый анализ многочисленных жалоб по необоснованным отказам в допуске к участию в торгах на медицинскую продукцию, доказывает, что заметных изменений на этом важном участке пока не произошло.
Об этом эксперты говорили 21 октября на совместном заседании Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности и Комитета по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности ТПП.
Основной темой мероприятия, прошедшего при поддержке Минпромторга России, стало совершенствование системы закупок лекарственных средств и медицинских изделий в соответствии с требованиями №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Важность вопроса, стоящего на повестке дня, подчеркнул исполнительный вице-президент РСПП, председатель Комиссии РСПП по индустрии здоровья Виктор Черепов.
— Этот вопрос зрел на протяжении многих лет. Мы все помним закон №94-ФЗ о госзакупках и, наверное, не без помощи всех участников закупочной деятельности родился закон №44-ФЗ, который действует уже на протяжении полутора лет. Сегодня остро стоит вопрос, связанный с его правоприменением, накопилось много вопросов по технологии реализации на всех этапах. Все отмечают положительный момент, что документ предусматривает не только условия проведения торгов, но и подготовку к ним, контрактацию, мониторинг, аудит. При действенном контроле со стороны уполномоченных органов власти вполне можно обеспечить объективность осуществления закупок и здоровую конкуренцию. В то же время некоторые моменты остаются нерешенными и не до конца понятными участникам этого процесса, — сказал Виктор Черепов.
Так, например, по-прежнему нередко в один лот включаются продукция, товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные с товарами, услугами, поставка, выполнение и оказание которых являются предметами торгов. Допускается установление требований к продукции, не влияющих на её функциональные характеристики, нарушается принцип не включения в документацию об аукционе указания на товарные знаки без сопровождения словами «или эквивалент», а также без исключения случаев, прямо предусмотренных законодательством о размещении заказов.
Кроме того, не всегда в документациях об аукционе предусматриваются преференции участникам размещения заказов, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в порядке установленным приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд».
Почти два года разрабатываются проекты постановления Правительства Российской Федерации об ограничении допуска лекарственных средств и медицинских изделий иностранного происхождения для государственных и муниципальных нужд, при наличии эквивалентной продукции отечественного производства.
Заместитель директора Департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России Дмитрий Готовцев рассказал о том, что уже сегодня сделано в этом направлении.
— Есть механизм, который предусматривает предоставление преференций – приказ №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который показал себя нормальным механизмом. Как показала правоприменительная практика, сейчас мы приходим к мнению, что не нужно устанавливать ограничивающие сроки действия этого приказа, а по мере необходимости вносить туда изменения, которые нам будут нужны. Например, в части расширения или сужения перечня, в зависимости от ситуации на рынке, — подчеркнул Дмитрий Готовцев.
Он заверил, что в будущем предполагается принятие ряда подзаконных актов, которые Минэкономразвития активно готовит совместно с Минпромторгом. Эти документы направлены на импортозамещение и предусматривают возможность установления неких ограничений.
— Механизм заключается в том, что если у нас есть не менее двух производителей, лекарственных препаратов и медизделий, то иностранные участники не допускаются к торгам. При этом исключение составляют республики Беларусь и Казахстан; в связи с тем, что мы находимся в едином экономическом пространстве, они приравниваются к российским производителям. Постановление по медицинским изделиям уже практически готово. Осталось внести небольшие правки в постановление по внесению ограничений лекарственных препаратов. Надеемся, тем самым мы повысим процентное содержание участия российских производителей в государственных закупках, — отметил эксперт.
Он также подчеркнул, что если постановление об ограничении на допуск иностранной продукции будет эффективно работать на лекарствах и медизделиях, то в дальнейшем, возможно, в законе предусмотрят общую норму и для других сфер деятельности.
— Напомню, что когда мы работали над проектом этого постановления, исходили из того, что в России достаточно лекарственных препаратов или медизделий, которые изготавливаются даже не одним, а несколькими производителями. Сейчас мы приняли решение о подготовке короткого перечня продукции, который будет применяться обязательно для всех, в том числе, и в регионах, при закупках которых иностранцы будут отклоняться при наличии российских производителей. Мы хотим посмотреть, как будет работать этот механизм, не будет ли недобросовестных действий со стороны поставщиков и заказчиков, — заключил Дмитрий Готовцев.
Виктор Черепов добавил, что правовые нормы в большинстве стран предусматривают преимущественную покупку товаров национального производства, если оно финансируется государством. Рынок государственных закупок во многих развитых государствах является площадкой протекционистской политики.
— В российской системе госзакупок принцип приоритета национальных товаров отсутствует, и в отношении зарубежных товаров наша политика является либеральной, отчего наша экономика не использует полностью имеющийся в стране научный, технологический и производственный потенциалы, — посетовал он.
Вице-президент РСПП также обратил внимание на то, что в соответствии с поручением Правительства России РСПП и Минпромторг размещают на сайте Минпромторга перечень отечественного медицинского оборудования, включая данные о производителях и стоимости, его конкурентоспособности для информирования заказчиков. Однако, как показывал анализ материалов конкурсной документации торгов, при формировании заявок, обосновании начальной максимальной цены контракта регионы этот перечень не используют.
В результате органы здравоохранения несут большие финансовые затраты, приобретая оборудование по завышенным ценам и попадают в зависимость от импортных расходных материалов.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.