Эдуард Гаврилов: смертность «от старости» – удобный для отчетов вариант

18.10.2017
00:00
Каждый пятый россиянин, перешагнувший 80-летний рубеж, умирает, согласно официальной статистике, «от старости», будучи практически здоровым, без каких-либо хронических заболеваний. Эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье» предполагают, что причина смерти «старость» во многих случаях регистрируется необоснованно, чтобы маскировать негативную картину по смертности от других заболеваний, статистика по которым жестко контролируется майскими указами и госпрограммой «Развитие здравоохранения».

Специалисты Фонда «Здоровье» проанализировали данные Росстата и установили, что в 2016 г. «старость» указывалась в качестве причины смерти почти в каждом пятом (19%) случае для людей старше 80 лет. Годом ранее этот показатель составлял 18%.

Согласно действующим указаниям Минздрава, медработники должны указывать первоначальной причиной смерти «старость» только в том случае, если умершему было более 80 лет, а в его медицинской документации отсутствовали указания на хронические заболевания, травмы и их последствия, способные вызвать смерть. При этом «старость» нельзя указывать причиной смерти при наличии любого другого состояния, описанного в классификаторе причин смерти, рассказал директор Фонда «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.

«В 2016 году умерли более 570 тысяч граждан старше 80 лет. Это почти треть (31%) всех умерших в этом году. Возникает вполне резонный вопрос: неужели более полумиллиона пожилых граждан, и не просто пожилых, а старше 80 лет, ничем не болели, ни на что не жаловались? Или они просто не имели возможности попасть к врачу из-за низкой доступности медицинской помощи?», – задается он вопросом.   

По его мнению, вполне возможно, что региональные органы управления здравоохранением могут маскировать за диагнозом «старость» истинные причины смерти, которые «портят» статистику. К тому же, по данным Росстата, в 2016 г. на дому умерли 933 тыс. человек, почти в половине случаев вскрытие не проводилось, то есть точная причина смерти не была установлена. Всего же с 2009 года причина смерти «от старости» стала регистрироваться вдвое чаще (+104%).

«Смертность «от старости» – это удобный для отчетов вариант, ведь для неспециалиста она выглядит как что-то вполне естественное и не вызывает лишних вопросов по качеству работы системы здравоохранения», – считает Эдуард Гаврилов.

Он отметил, что искаженная статистика мешает увидеть истинное положение дел со смертностью от сердечно-сосудистых и иных заболеваний, а также с доступностью медицинской помощи для пожилых людей.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.