По его словам, это позволит принимать решения об ограничении на ввоз тех или иных лекарств на хорошем экспертном уровне. «Минздраву следует поставить задачу перед главными внештатными специалистами, чтобы они точно сказали: вот этот препарат нам нужен, он замены не имеет. То же касается и академического сообщества. Мы об этом говорили с руководством Академии наук: именно они должны сказать, имеет он (препарат) аналог или не имеет», – заявил он.
Данный перечень планируется подготовить ко второму чтению законопроекта. Запрет не распространяется на лекарственные средства и лекарственные препараты, аналоги которых не производятся в Российской Федерации и (или) иностранных государствах (п. 15 ст. 2 законопроекта). Сейчас под антисанкционные меры подпадает 1019 препаратов американского производства. Это 13% от всех иностранных ЛС, импортируемых в РФ. Такие данные глава комитета привел со ссылкой на экспертно-аналитическую документацию, предоставленную Минпромторгом.
В комитете считают, что эту норму необходимо дополнительно проработать. Следует учитывать, что даже при наличии на рынке Российской Федерации аналогов лекарственных препаратов (с одним и тем же международным непатентованным наименованием), которые могут попасть в перечень, воспроизведенные лекарственные препараты не всегда обладают тем же качеством и эффективностью фармакологического воздействия на организм человека, выраженностью побочных реакций по сравнению с оригинальными.
Аналогичное предложение прозвучало и в отношении медицинских изделий, медицинского оборудования и программного обеспечения, которые также могут попасть под запрет.
Не все члены комитета являются сторонниками антисанкционных мер. С предложением вообще исключить лекарственные препараты из законопроекта выступил первый заместитель председателя комитета Федот Тумусов, но председатель комитета его не поддержал. «Мы не можем рассматривать ситуацию только сквозь призму того или иного лекарственного средства. Я призываю журналистов обратить внимание, что этот закон носит рамочный характер и в нем нет прямых норм, запрещающих те или иные препараты. Речь идет о том, что мы даем право президенту и правительству в случае необходимости принимать определенные меры. Но четко прописано, если нет аналога – на эти препараты закон не распространяется», – отметил Дмитрий Морозов.
После заседания Федот Тумусов пояснил свою позицию: «Я говорил коллегам, что из законопроекта стоило бы вовсе исключить норму о лекарствах как крайне чувствительную для всех граждан или, как минимум, предусмотреть процедуру парламентского контроля за составлением списков санкционных лекарств, не отдавая это на откуп исполнительной власти. Но в итоге было решено по-другому. В первом чтении комитет рекомендовал законопроект принять, однако отметил, что необходимо не просто запретить ввоз препаратов, у которых есть отечественные аналоги, но такие аналоги должны быть полностью равны по качеству и действию. И второе: внесение в дальнейшем каких-либо препаратов в санкционные списки должно происходить только при согласовании с профильными медицинскими и пациентскими организациями. Таким образом, я надеюсь, что в нынешнем виде законопроект, хотя и будет принят в первом чтении, до второго уже не дойдет».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.