Влияние вакцинации на заболеваемость коронавирусом будет второстепенным, если охват населения ею не достигнет 50%. Об этом сообщил сегодня профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи, вирусолог Анатолий Альтштейн на онлайн-конференции «Пандемия COVID-19 – мировой опыт и локальные инициативы». По его словам, в России очень сильны необоснованные антипрививочные настроения, и это может помешать широкому применению вакцины.
Вирусолог рассказал также о непредсказуемости коронавирусов: «В 2002 году из-за вспышки SARS в Китае и Вьетнаме погибло много человек. Тут же начались исследования по этому вирусу, многое узнали о коронавирусе, сделали вакцину, но она не понадобилась – вирус «рассосался». Через несколько лет на Ближнем Востоке возникла вспышка MERS, около 800 человек умерли, и вакцина тоже оказалась не нужна. Я не уверен, что у нас не будет «чудес» и с этим вирусом».
По словам Альтштейна, на возможность передачи коронавируса влияет состояние коллективного иммунитета: при активной передаче люди развивают механизмы защиты, и вирусу сложно передаваться. «Поэтому, кто знает, может, через год-два нам и вакцина не понадобится», – выразил сомнение эксперт.
О том, что поддерживает массовую вакцинацию в принципе, но сам не будет прививаться российской вакциной до окончания третьей фазы испытаний, заявил заведующий специализированным научно-исследовательским отделом по профилактике и борьбе со СПИД Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора академик РАН Вадим Покровский.
«В любом случае надо прививать некоторые группы населения. Это, например, больные диабетом, возрастная группа старше 60–65 лет. Сейчас уже ясно, что они подвергаются большому риску. Но сам я, конечно, подожду, пока будут результаты третьей фазы. Думаю, что большинство пропустит этот сезон», – сообщил Покровский.
По его словам, китайская вакцина практически готова к третьей фазе испытаний, и по ее результатам будет ясно, лучше ли она российской. А через год-полтора у граждан будет выбор из десятка «хороших, перспективных» вакцин только в России. Предпочтительнее препарат с однократным введением и с минимумом побочных эффектов.
«Надо взвесить все риски, все побочные эффекты. Может, подъем температуры – нормальная реакция на введение чужеродного продукта, но надо, чтобы это не носило патологический характер. Хотя в некоторых случаях допускаются тяжелые реакции. Количество и выбор участников испытаний тоже имеет значение. Одно дело, когда вакцину испытывают на здоровых мужиках, и совсем другое, когда на детях, пожилых людях, широком населении», – считает Покровский.
Альтштейн полагает, что иммунологический препарат, требующий двукратного введения, всегда надежнее: «Вакцина, которая в одну инъекцию формирует иммунитет, у меня всегда вызывает сомнения. Хорошо известно, что иммунитет наиболее четко развивается, когда вы его стимулируете, а потом второй инъекцией резко усиливаете».
Накануне бывший главный внештатный специалист по инфекционным болезням Департамента здравоохранения Москвы, научный сотрудник НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи, профессор Николай Малышев заявил, что российской вакциной «Спутник V» готовы привиться не менее 25% населения, и это миллионы граждан. По его словам, создатели вакцины с пониманием относятся к тем, кто хочет дождаться окончания третьей фазы испытаний.
Министр здравоохранения Михаил Мурашко сообщил, что первая партия вакцины появится до конца августа, ее используют для иммунизации медработников и групп риска. Прививки будут добровольными, в том числе для медиков, многие из которых уже имеют иммунитет, отметил он.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.