Госпрограмма «Развитие здравоохранения» финансируется за счет федерального бюджета (рис. 1). В нее входят 18 федеральных проектов, часть которых связана с нацпроектом «Здравоохранение», пять ведомственных проектов и 20 комплексных процессных мероприятий.
Самая затратная статья расходов — организационно-методическое обеспечение разработки программы госгарантий и организация обязательного медицинского страхования (ОМС). В следующем году на нее будет потрачено 337,3 млрд руб. Это на 20% больше по сравнению с 2023 годом.
Из этих денег 198,2 млрд руб. пойдут на компенсацию выпадающих доходов бюджета Федерального фонда ОМС (ФОМС) из-за пониженных тарифов страховых взносов; 138,4 млрд руб. — на обеспечение нестраховых расходов.
На втором месте лекарственное обеспечение льготных категорий граждан — 206,3 млрд руб. (+10%). Сюда входит обеспечение терапией федеральных льготников, закупки препаратов по программе высокозатратных нозологий (ВЗН) и для пациентов с ВИЧ, поставки вакцин для Национального календаря профилактических прививок и т.д.
Замыкает тройку лидеров по расходам ведомственный проект по обеспечению лекарствами и медизделиями подопечных «Круга добра». В 2024 году фонд получит из федерального бюджета 175,9 млрд руб., на 22% больше по сравнению с 2023 годом.
Для комплексных мероприятий и ведомственных проектов, перечисленных в Законе «О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025—2026 годов», финансирование предусмотрено также на 2025-й и 2026 год, за исключением ведомственного проекта внедрения Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 11-го пересмотра (МКБ-11). Он должен завершиться в 2024 году.
Из 18 федеральных проектов в 2025—2026 годах останутся только 12. В 2024 году закончится срок реализации для федпроектов по укреплению общественного здоровья, развитию экспорта медицинских услуг, созданию единого цифрового контура, развитию национальных медицинских исследовательских институтов (НМИЦ), обеспечению системы здравоохранения квалифицированными кадрами и развитию детского здравоохранения.
Самым масштабным из них по расходам в 2024 году будет создание единого цифрового контура — 11,4 млрд руб., примерно столько же было потрачено в 2023 году. На втором месте развитие НМИЦ с суммой 9,9 млрд руб. — на 11% больше по сравнению с прошлым годом. Третье место занял проект по развитию детского здравоохранения с затратами 3,9 млрд руб., по сравнению с 2023 годом они снизились на 79%. Как правило, деньги по проекту тратятся на строительство или реконструкцию новых больниц.
Первое место по тратам среди федеральных проектов занимает борьба с онкологическими заболеваниями (рис. 2). По сравнению с 2023 годом расходы по этому направлению снизились на 6%. Сокращены дотации на новое строительство и переоснащение медорганизаций. На окнопрепараты будет потрачено 140 млрд руб. — столько же, сколько и в 2023 году.
Больше всего выросли затраты по программе борьбы с сахарным диабетом — на 43%. Согласно планам правительства, на нее ежегодно будет выделяться по 10 млрд руб., но в 2024 году будет больше — 14,3 млрд руб. из-за переноса части средств с 2023 года.
Двузначный рост — 19% — предусмотрен для проекта развития инфраструктуры здравоохранения. Деньги будут вложены в строительство и реконструкцию медицинских учреждений.
Расходы бюджета ФОМС вырастут в 2024 году на 21% и составят 3,9 трлн руб. Большую часть из них — 3,1 трлн руб. (рис. 3) — получат территориальные фонды ОМС для реализации Программы госгарантий бесплатной медпомощи. По сравнению с 2023 годом это больше на 14%.
На высокотехнологичную медпомощь (ВМП), не предусмотренную программой госгарантий, в бюджете ФОМС на 2024 год предусмотрено 131,3 млрд руб. Это больше на 9% по сравнению с прошлым годом. Основные получатели средств — 98% из общей суммы — федеральные клиники (рис. 4), для них финансирование выросло на 10%. Для частных клиник, напротив, снизилось на 28%.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.