Врачи акушеры-гинекологи — абсолютные лидеры по частоте обвинения в ятрогенных преступлениях, которые квалифицируются в рамках УК РФ. В последние 10 лет количество уголовных дел в этой сфере растет, несмотря на кратное, по данным Росстата, уменьшение показателей младенческой и материнской смертности, сообщил 4 октября заместитель директора по экспертной работе Российского центра судебно-медицинской экспертизы (РЦСМЭ) Леонид Шмаров на Всероссийском конгрессе специалистов перинатальной медицины, передает корреспондент «МВ».
Из 3618 материалов уголовных дел, поступивших в центр на рассмотрение за период с 2012 по 2021 год, 718 касались врачей акушеров-гинекологов (15,3%). На втором месте — врачи-инфекционисты (371 дело) и хирурги (364). Неонатологи и педиатры находились в первой «десятке» — 206 и 158 материалов уголовных дел соответственно.
Данные были обобщены по 15 медицинским специальностям. Реже всего обвинения выдвигали против пластических и сердечно-сосудистых хирургов (по 87 дел) и неврологов (120 дел).
Чаще всего акушеры-гинекологи обвинялись в причинении смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ), оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), и значительно реже — в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст.118 УК РФ) и халатности (ст.293 УК РФ). С причинением смерти по неосторожности связано до половины проанализированных материалов уголовных дел (70 из 136) по акушерству и гинекологии. Аналогичная ситуация по врачам неонатологам и педиатрам.
Одна из причин постоянного роста числа претензий к акушерам — выхаживание недоношенных детей с экстремально низкой массой тела, смертность среди которых значимо выше, чем среди всех остальных категорий новорожденных, пояснил Шмаров.
В 2021 году в России выросли показатели перинатальной смертности (с 7,2 до 7,4 на 1000 родившихся живыми) и мертворождений (с 5,9 до 6,1 на 1000 родившихся живыми), а также уровень материнской смертности при искусственном прерывании беременности (40 случаев вместо 25 в 2020 году). Антенатально погибло 7807 плодов, в родах — 495 детей, в первую неделю жизни — 2610. Смертность беременных, рожениц и родильниц — 573 женщины. |
Шмаров указал на сложности организации судебно-медицинских экспертиз по врачебным делам. Среди них: нежелание и даже отказы клинических специалистов участвовать в разборе таких случаев, особенно после последних громких врачебных дел; формальный подход (краткость ответов, отсутствие ссылок на приказы, национальные руководства и т.д.); трудности в достижении единого мнения среди членов комиссии о наличии недостатков в оказании медицинской помощи и причинно-следственной связи с причиненным вредом здоровью. «Имеет место и корпоративность среди специалистов», — уточнил эксперт.
На прошлой неделе Минздрав обсудил с юристами законодательные инициативы по декриминализации медицинской деятельности. Рассматривалась возможность внесения в законодательство поправок, позволяющих отказаться от понятия «услуга» применительно к здравоохранению. Выведение медуслуг из-под юрисдикции закона «О защите прав потребителей» означает возврат во времена СССР, когда гражданское законодательство не предусматривало гражданской ответственности медорганизаций за причиненный пациенту вред из-за ненадлежащего качества помощи, заявил «МВ» член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе» Алексей Старченко.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.