Больше половины опрошенных организаторов здравоохранения и специалистов в регионах Центрального федерального округа (60%) заявили о необходимости расширения перечня обследований в рамках диспансеризации, направленных на раннее выявление онкозаболеваний. Еще 22% призывают кардинально его изменить и 5% поддержали исключение некоторых позиций.
В опросе приняли участие 214 человек. Оптимальным существующий список исследований считают только 13% опрошенных, следует из ответов региональных министерств и департаментов здравоохранения об объемах скрининга и методах исследований и мнений врачей. Данные, с которым ознакомился «МВ», опубликованы во втором выпуске журнала «ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник», издаваемом рабочей группой по онкологии, онкогематологии и трансплантации Комитета Госдумы по охране здоровья под руководством академика РАН Александра Румянцева. Информация о мнениях специалистов собиралась путем независимых опросов и запросов с целью анализа эффективности федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями».
В частности, участников исследования просили оценить, насколько успешно организована в их регионе работа первичного звена по раннему выявлению онкозаболеваний. Только 2% респондентов заявили, что она организована успешно. Еще 26% отметили «некритичные недостатки». А подавляющее большинство (72%) назвали организацию процесса неэффективной.
Абсолютное большинство опрошенных (97%) сообщили, что выполнять задачи по раннему выявлению онкозаболеваний мешает недостаточная кадровая, инфраструктурная и финансовая обеспеченность медорганизаций. Из них 18% отметили, что главная проблема — нехватка медицинских работников, а 36% заявили, что уровень исполнения недостаточен из-за препятствий по всем трем группам позиций.
Основная причина низкой выявляемости рака на профилактическом этапе, по мнению врачей, — высокая загруженность специалистов. Как отметил один из респондентов, «им бы с рутинной нагрузкой справиться. Болеющие люди на прием попасть не могут. А профилактика, факторы риска, онконастороженность и раннее выявление — по остаточному принципу».
Как показал анализ территориальных программ госгарантий, некоторые из них не содержат полного описания скрининговых мероприятий, установленных в Приказе Минздрава России № 404н от 27.04.2021 о правилах диспансеризации и профилактических медосмотров. Порой информация есть, но она разбросана по разным разделам программы (в выводах, плане на будущий период, отчетах и т.д.), хотя в соответствии с рекомендациями Минздрава она должна быть собрана в п. 1.4. Это можно трактовать либо как невыполнение требований, либо как нежелание привлекать внимание к реальному положению дел, делают вывод авторы исследования. Правда, субъекты могут включать в программы дополнительные виды скрининга по собственной инициативе, а также уточнять организационные или технологические процессы. Например, аутофлуоресцентная стоматоскопия есть в терпрограммах Белгородской, Воронежской, Рязанской, Тульской областей.
Главные внештатные специалисты по онкологии различных регионов сходятся во мнении, что при любом обращении граждан за стоматологической помощью или всем пациентам, впервые в календарном году обратившимся в поликлинику, целесообразно выполнять аутофлуоресцентную стоматоскопию. Например, это исследование может проводиться в рамках углубленной диспансеризации, на территории центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), считает главный врач Самарского областного клинического онкодиспансера, главный внештатный онколог регионального Минздрава Андрей Орлов.
Авторы предлагают Минздраву внести поправки в содержание требований к региональным программам «Борьба с онкологическими заболеваниями» с тем, чтобы они носили обязательный, а не рекомендательный характер; пересмотреть установленный приказом № 404н перечень мероприятий скрининга и методов исследований; разработать дополнительные алгоритмы углубленных обследований и более четкие требования к контролю их исполнения, иных регламентов действия врачебного персонала.
Федеральный фонд ОМС (ФОМС) в марте разъяснил условия назначения денежной выплаты стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкозаболеваний в ходе проведения диспансеризации и профмедосмотров населения. Средства из бюджета территориального фонда ОМС предоставляются медорганизациям для назначения выплаты сотрудникам, впервые назначившим консультацию врача-специалиста либо диагностические исследования. Одновременного соблюдения этих условий не требуется.
Ранее глава исполкома «Народного фронта» Михаил Кузнецов пожаловался президенту Владимиру Путину, что выплаты за онконастороженность часто не доходят до врачей из-за бюрократии: требования к оформлению документов и отчетов такие, что проще отказаться от денег. При этом в Минздраве заявили, что готовы «проработать и упростить» получение выплат, но речь об их увеличении для всех не идет.
На выплаты за онконастороженность из страхового запаса ОМС выделяется ежегодно более 50 млрд руб. Однако на деле они остаются неиспользованными. По итогам I полугодия 2023 года на эти цели было направлено всего 1,7 млн руб., приводила данные Счетная палата. Летом стало известно, что треть регионов вообще отказались от выплат врачам за онконастороженность. Тогда аудиторы констатировали, что механизм поддержки медицинских работников в выявлении онкозаболеваний реализуется «неэффективно».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.