В 2010 году Минздравсоцразвития объявило о разработке закона «О биомедицинских клеточных продуктах». Ведомство тогда сообщило, что разработка документа обусловлена тем, что правовое регулирование в России в области биомедицинских клеточных технологий является достаточно фрагментарным, не носит системного характера и характеризуется большим количеством пробелов.
«Одновременно с обнародованием своих планов ведомство ограничило все существовавшие до тех пор возможности для проведения клинических исследований и регистрации лекарственных препаратов, созданных на основе клеточных технологий (до этого они подпадали под действие законодательства о лекарственных средствах). Мотивировались отказы тем, что специальный закон «О биомедицинских клеточных продуктах» еще не принят. По этой причине уже более пяти лет разработчики лишены возможности осуществлять внедрение препаратов этого класса в нашей стране», - говорится в пресс-релизе АОКИ.
Известны как минимум два случая, когда компании, подавшие заявление на проведение международных клинических исследований, получили отказ Минздрава. В одном случае речь шла о препарате для лечения карциномы предстательной железы, во втором – для лечения распространенной почечно-клеточной карциномы.
Между тем, есть большой интерес к проведению международных клинических исследований клеточных продуктов в нашей стране. Но, зная о сложившейся ситуации, фармкомпании и контрактные исследовательские организации, как правило, даже не рискуют подавать заявления на проведение подобных исследований, заявляют в АОКИ.
В апреле 2015 года Госдумой РФ в первом чтении был принят проект федерального закона «О биомедицинских клеточных продуктах», разработанный Минздравом России. Прошел целый год, но законопроект так и не был представлен ко второму чтению.
14 апреля 2016 года Совет Государственной думы принял решение продлить до 20 апреля 2016 года срок представления поправок к проекту федерального закона № 717040-6 «О биомедицинских клеточных продуктах».
«Столь длительный срок разработки закона, призванного дать развитие сфере клеточных технологий в России, привел к обратному – к полной остановке всех процессов», - говорится в сообщении АОКИ.
В ассоциации считают, что в отсутствие специального закона за прошедшие пять с лишним лет проведение клинических исследований клеточных препаратов, так же, как и их регистрация, вполне могли бы регулироваться законом «Об обращении лекарственных средств». Ведь клеточные препараты – лишь частный случай, отдельный вид лекарственного средства. По сути законопроект о биомедицинских клеточных продуктах дублирует все основные положения закона «Oб обращении лекарственных средств», а часть, касающаяся проведения исследований, полностью переписана из его старой редакции.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.