AGA обновила рекомендации по ведению пациентов с синдромом короткой кишки. Документ опубликован в журнале Clinical Gastroenterology and Hepatology.
Синдром короткой кишки – это тяжелый клинико-патологический синдром, который возникает при уменьшении длины кишечника вследствие заболевания или хирургического вмешательства, сказано в руководстве. Проявлениями заболевания служат диарея, дегидратация, электролитные нарушения и потеря веса вследствие уменьшения пищеварительной и абсорбирующей поверхности кишечника.
В документе отмечено, что оперирующим хирургам необходимо описывать не только длину удаленного кишечника, но и оценивать длину оставшейся части. В зависимости от наличия остаточной части толстой кишки пациентов с синдромом короткой кишки разделяют на три группы:
Наиболее тяжелое течение заболевания наблюдается при первом типе анастомозов.
Всем пациентам с синдромом короткой кишки необходимо оценивать уровень витаминов и микроэлементов, контролировать водно-электролитный баланс, изменения веса, плотность костей, показатели функции печени и почек. Суточный объем диуреза должен составлять не менее 1 литра. Для пероральной регидратации необходимо использовать глюкозно-электролитные растворы.
Поскольку у большинства пациентов наблюдается выраженная мальабсорбция, следует поддерживать компенсаторную гиперфагию, увеличив поступление пищи минимум на 50%. Такое питание лучше переносится, если его разделить на 5—6 приемов в течение дня.
Эксперты отметили, что в послеоперационном периоде все пациенты с синдромом короткой кишки нуждаются в парентеральном питании. И хотя большая половина пациентов в дальнейшем не нуждается в парентеральном питании, в действительности менее 6% людей с синдромом короткой кишки могут отказаться от его использования в течение двух лет после хирургического вмешательства. При длительном проведении парентерального питания показана установка туннельного центрального катетера.
Для снижения секреции кишечника и уменьшения потери жидкости с каловыми массами рекомендуется назначение противодиарейных и антисекреторных средств (включая ингибиторы протонной помпы и антагонисты гистаминовых рецепторов 2 типа). Некоторым пациентам с тяжелой диареей рекомендуется назначение аналога соматостатина — октреотида. Следует избегать использования препаратов с пролонгированным или отсроченным действием. По возможности следует использовать жидкие формы. Возможно назначение факторов роста, включая аналог глюкагоноподобного пептида-2 (teduglutide). Пациентам следует сообщать о пользе и риске использования факторов роста.
Использование реконструктивного хирургического лечения рекомендуется для снижения скорости прохождения содержимого через кишечник и усиления его функции за счет оперативного удлинения. Пациентам с синдромом кишечной недостаточности и тем, кому невозможно провести парентеральное питание, показана трансплантация кишечника.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.