В рейтинге эффективности региональных систем здравоохранения лидируют бережливые

21.03.2017
00:00
Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) представила рейтинг эффективности региональных систем здравоохранения за 2015 год. Его результаты вызвали беспокойство у властей тех субъектов, которые оказались на последних местах в списке. О главных выводах рейтинга «МВ» рассказала руководитель ВШОУЗ Гузель Улумбекова. 

Гузель Эрнстовна, отстающие в рейтинге регионы жалуются, что методика плоха, вы с этим согласны?

- Индекс эффективности систем здравоохранения регионов РФ, который разработала аналитическая лаборатория ВШОУЗ, основан на международной практике проведения подобных расчетов. Если упрощенно, то это оценка результатов деятельности системы здравоохранения с учетом затраченных средств. В качестве результата используется показатель ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ). Он рассчитывается на основании уровня смертности во всех возрастных группах. Затраты на здравоохранение (в нашем случае – государственные) отражают, сколько система может позволить себе расходов: на оплату труда медперсонала, лекарства, расходные материалы, содержание учреждений и др. Это данные казначейства, причем они используются с поправкой на коэффициент удорожания, чтобы расходы были сопоставимы. Тот субъект, который смог добиться более высокого ОПЖ за меньшие средства, получает наивысший балл. На мой взгляд, вместо критики методики надо задуматься, в чем корень неэффективности здравоохранения региона.

- А разве только финансирование здравоохранения влияет на продолжительность жизни, а как же экология и образ жизни?

- Вы правы, на ОПЖ влияют и образ жизни, и экология, и уровень доходов. Поэтому мы ввели еще два показателя: уровень ВРП на душу населения, который косвенно оценивает уровень жизни в регионе (соответственно возможность пользоваться платными медицинскими услугами) и уровень потребления крепких алкогольных напитков (по данным Росстата). Последний показатель призван нивелировать влияние на ОПЖ этого отрицательного фактора. Но хочу отметить, что устоявшееся мнение о том, что от деятельности системы здравоохранения здоровье населения зависит мало – это миф. Доказано, что в с странах, где расходы на здравоохранение на душу населения меньше 2000 долларов, оцененных по паритету покупательной способности (ППС), есть прямая связь между государственным финансированием здравоохранения и здоровьем населения. Для справки: в России госрасходы на здравоохранение составляют сегодня около 900 долларов ППС на душу. Другими словами, увеличение финансирования приводит к снижению смертности и росту ОПЖ. Но увеличение расходов приводит к улучшению здоровья граждан только при одном важном условии – что деньги тратяться эффективно. Поэтому мы и сделали этот рейтинг, чтобы выяснить, есть ли резервы повышения эффективности здравоохранения в регионах РФ даже при имеющихся ресурсах.

- Какой главный вывод можно сделать на основании этого рейтинга?

- Конечно, это лишь первый макро-срез оценки эффективности здравоохранения. Дальше мы разделим регионы на группы, близкие по климатогеографическим условиям и плотности проживания населения. Затем в каждой группе проанализируем, какие факторы в системе здравоохранения повлияли на то, что граждане живут в одном регионе дольше, чем в другом. Например, регионы Северокавказского федерального округа правильно сравнивать с бывшими республиками Советского Союза и другими странами, в которых население ведет схожий образ жизни. И мы такое сравнение уже провели. Оказалось, что все регионы СКФО по эффективности здравоохранения все равно лучше, чем бывшие республики СССР - Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан.

10 лучших и 10 худших субъектов РФ по эффективности здравоохранения в 2015 году

- Ваш главный вывод и что надо делать субъектам РФ, чтобы подняться в рейтинге?

- Исследование показало, что большинство регионов могут добиться более высоких значений ОПЖ (как минимум увеличить на 1 год) даже при имеющихся финансовых, кадровых и материально-технических ресурсах. Первое приближение показывает, что те субъекты РФ, которые сохранили высокие показатели обеспеченности врачами, особенно в первичном звене, оказались на первых позициях. То есть можно сказать: те, кто обеспечил доступность медицинской помощи широким слоям населения и бережет каждую копейку, смогли добиться лучших результатов. Более подробно о том, что надо делать в здравоохранении регионов, чтобы подняться в рейтинге, мы доложим на V международной конференции «Оргздрав-2017. Эффективное управление медицинской организацией», которую ВШОУЗ проводит в Москве 18-19 мая 2017 года. А свежие данные будут готовы осенью.

Индекс эффективности систем здравоохранения субъектов РФ, 2015         

Изменение Место 2013 Место 2015 Субъекты РФ Оценка эффективности ОПЖ при рождении (лет) ВРП на душу населения (руб.)* Подушевые госрасходы на здравоохранение с учетом КД (руб.) Продажа крепких алкогольных напитков на душу населения (литр)
0 1 1 Республика Дагестан 88,10 76,39 180824 13183 2,2
2 4 2 Ставропольский край 78,81 73,36 193489 14656 2,9
-1 2 3 Кабардино-Балкарская Республика 77,62 74,61 137437 15107 0,6
12 16 4 Кировская область 76,90 71,11 191445 14221 10,2
3 8 5 Чувашская Республика 75,95 71,35 189736 14385 8,6
5 11 6 Ростовская область 75,60 71,90 235696 14128 4,3
19 26 7 Рязанская область 74,40 71,46 261245 14157 5,6
2 10 8 Республика Адыгея 73,81 72,23 174018 14967 4,0
5 14 9 Пензенская область 73,57 72,12 219182 14734 4,6
3 13 10 Карачаево-Черкесская Республика 72,74 74,44 147397 15517 1,0
4 15 11 Республика Калмыкия 72,14 72,15 163688 15044 3,8
-9 3 12 Чеченская Республика 71,43 73,45 104019 15493 -
-4 9 13 Волгоградская область 70,95 71,98 278961 14691 3,8
23 37 14 Республика Мордовия 70,36 72,06 210859 15170 6,9
-9 6 15 Республика Северная Осетия-Алания 70,24 74,20 179993 15572 0,7
2 18 16 Ивановская область 69,05 70,62 145235 14245 7,1
4 21 17 Белгородская область 68,10 72,61 400633 15142 4,9
9 27 18 Томская область 66,79 71,25 399208 14297 5,1
16 35 19 Астраханская область 65,95 71,36 283591 14960 5,3
-8 12 20 Саратовская область 65,60 71,40 225375 14867 3,2
1 22 21 Курская область 64,17 70,80 266008 14309 4,2
-17 5 22 Республика Ингушетия 63,69 80,05 113791 17741 -
-3 20 23 г.Москва 63,45 76,77 1053950 17890 14,8
-7 17 24 Республика Татарстан 62,74 72,81 434509 16366 9,6
-6 19 25 Брянская область 61,79 70,36 196342 13996 6,2
10 36 26 Краснодарский край 61,19 72,53 330100 15715 4,5
14 41 27 Вологодская область 59,76 70,40 325789 14622 9,9
1 29 28 Республика Марий Эл 59,40 69,80 209488 13826 9,4
2 31 29 Новосибирская область 58,45 70,86 326868 15000 5,4
-23 7 30 Тамбовская область 58,45 71,67 258822 15644 3,3
15 46 31 Костромская область 57,02 70,38 223243 14978 8,7
-2 30 32 Воронежская область 56,79 71,67 304314 15743 4,6
12 45 33 Ярославская область 56,79 70,98 305211 15682 9,6
-2 32 34 г.Санкт-Петербург 56,31 74,42 513782 21087 8,2
13 48 35 Удмуртская Республика 55,71 70,46 291288 15181 9,6
6 42 36 Московская область 55,60 72,26 376699 18885 10,6
6 43 37 Владимирская область 53,93 69,82 232631 14551 8,1
1 39 38 Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 53,10 72,58 1761159 23947 11,1
20 59 39 Омская область 52,26 70,41 303089 14786 3,8
-16 24 40 Архангельская область 51,90 70,70 311471 16138 12,7
-13 28 41 Алтайский край 51,19 70,44 187587 15336 4,8
19 61 42 Самарская область 50,95 70,35 358649 14697 5,1
12 55 43 Орловская область 48,69 70,38 234157 15257 4,9
0 44 44 Ямало-Ненецкий авт. Округ 48,57 71,70 2985311 20351 9,9
2 47 45 Ленинградская область 48,45 71,23 403431 17504 10,9
-21 25 46 Мурманская область 47,86 70,24 416662 15247 14,1
-24 23 47 Ульяновская область 47,62 70,46 220576 15846 5,7
NA NA 48 г.Севастополь 47,26 70,67 45785 17308 5,0
-15 34 49 Калининградская область 47,02 70,58 316999 16208 8,3
-12 38 50 Липецкая область 45,71 71,07 341455 16597 4,9
-1 50 51 Приморский край 45,71 69,21 332383 14716 8,5
2 54 52 Нижегородская область 44,05 70,17 310866 15420 7,4
3 56 53 Калужская область 42,86 70,73 322517 17941 8,5
NA NA 54 Республика Крым 42,26 70,52 73190 17616 4,7
27 82 55 Ненецкий авт. округ 40,95 71,00 4252408 25761 13,6
-16 40 56 Челябинская область 39,88 69,90 284191 15554 4,9
-5 52 57 Тульская область 39,64 70,06 269177 15703 5,1
14 72 58 Республика Тыва 39,17 63,13 149335 13830 2,4
16 75 59 Новгородская область 38,45 68,70 331842 15086 9,4
-9 51 60 Забайкальский край 38,33 67,34 209003 14759 7,3
-4 57 61 Республика Алтай 38,10 68,44 184011 15180 8,0
-2 60 62 Кемеровская область 37,98 68,31 273825 14837 7,3
2 65 63 Тюменская область 37,98 70,58 521987 18249 8,9
14 78 64 Амурская область 37,74 67,27 290398 14406 7,2
-12 53 65 Курганская область 37,38 69,03 193434 15111 3,7
-8 58 66 Республика Башкортостан 37,38 70,08 306771 15856 6,1
0 67 67 Республика Бурятия 37,38 69,15 189326 15772 8,2
-2 66 68 Республика Саха (Якутия) 36,90 70,29 690643 16286 9,5
-7 62 69 Хабаровский край 35,71 68,72 410190 15332 11,9
-37 33 70 Республика Карелия 35,00 69,16 293054 16254 13,1
-1 70 71 Красноярский край 33,81 69,69 498372 15588 6,6
-4 68 72 Тверская область 32,14 69,10 232833 16366 8,9
-24 49 73 Смоленская область 32,02 69,74 242907 17341 7,9
2 76 74 Псковская область 31,67 68,48 185526 15784 7,4
-12 63 75 Свердловская область 30,48 69,83 384228 17193 7,7
-7 69 76 Республика Коми 28,10 69,40 553836 17470 14,1
-6 71 77 Оренбургская область 26,31 69,63 364762 16284 3,5
-1 77 78 Пермский край 25,71 69,09 367087 16410 7,7
-15 64 79 Республика Хакасия 22,62 68,68 299913 16945 5,2
-7 73 80 Камчатский край 22,50 68,56 456482 17459 12,9
-7 74 81 Иркутская область 21,43 67,37 375482 15881 7,3
-1 81 82 Еврейская автономная область 20,60 65,04 246449 17042 8,4
-3 80 83 Магаданская область 16,43 68,11 650273 22648 15,8
-5 79 84 Сахалинская область 14,05 67,99 1620313 25477 14,2
-2 83 85 Чукотский автономный округ 11,07 64,16 1118862 22663 12,5
      Российская Федерация 52,82 71,39 403179 16207 7,3

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.