– Олег Иванович, специалисты отмечают позитивные сдвиги на возглавляемой вами кафедре: увеличение преподавательского состава, активизация деятельности студенческого онкологического кружка, привлечение к его работе студентов младших курсов. Да и сама дисциплина «онкология» теперь преподается не на 6-м курсе, как раньше, а на 5-м.
– И это только начало. Необходимо вместо итогового зачета по предмету «онкология» для всех выпускников медицинских вузов установить экзамен. Мы не требуем от студентов, чтобы они умели выполнять сложные манипуляции, знать сложные схемы химиотерапии, потому что это относится к узкоспециализированному разделу онкологии. Но заподозрить патологию и направить пациента к узкому специалисту обязан каждый, кто получил диплом медицинского образовательного учреждения. Для этого хотелось бы добавить количество часов по онкологии в рамках базовой подготовки, а также в ординатуре – для представителей других специальностей.Фото: www.rnioi.ru
Осенью прошлого года в РНИОИ проходило выездное заседание Комитета Госдумы по охране здоровья, на котором мы озвучили предложения по подготовке кадров для онкослужбы. Думаю, что в 2020 году в качестве эксперимента проведем экзамен по нашему профильному предмету в РостГМУ. Надеюсь, этот опыт подхватят и на других кафедрах онкологии медицинских вузов, сначала внутри Южного федерального округа, а затем – в масштабах всей страны. Мы готовы делиться наработками и планируем организовать семинар для преподавателей кафедр онкологии.
– С этого года практически все бюджетные места по специальности «онкология» в ординатуре РНИОИ будут целевыми. Чем продиктовано такое решение?
– Такова установка Минздрава России. Конечно, это обусловлено нынешними реалиями. Сегодня нам необходимо обеспечить первичное специализированное звено здравоохранения специалистами, которые будут реализовывать федеральный проект по борьбе с раком. С одной стороны, здравоохранению нужны врачи, которые будут работать в центрах амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП). Там требуются специалисты, решающие вопросы ранней диагностики, своевременного установления диагноза злокачественного новообразования, участия в диспансеризации населения, маршрутизации больных в узкоспециализированные онкологические медорганизации. Это врачи, занимающиеся лекарственным лечением опухолей в условиях дневного стационара и диспансерным наблюдением.
Онкология – это не только врач-онколог, химиотерапевт, радиолог или онкохирург. Это в первую очередь медицинский работник, который первым встречается с пациентом: фельдшеры, участковые терапевты и педиатры, врачи поликлиники. Сегодня представители всех медицинских специальностей должны иметь хорошую подготовку по диагностике онкозаболеваний. Если акушер-гинеколог не будет представлять, как выглядят предопухолевые состояния у женщин, то мы получим пациентку на последних сроках беременности с запущенным заболеванием, как правило, шейки матки, и окажемся перед дилеммой: спасать ребенка или женщину. То же касается зубного врача или стоматолога. Во время осмотра ротовой полости пациента, заметив признаки онкопатологии, он обязательно должен рекомендовать человеку обратиться в специализированное учреждение.
С другой стороны, по-прежнему необходимы специалисты для работы в онкодиспансерах. И под каждую из этих групп врачей мы формируем задачи и методы диагностики и лечения пациентов, которые затем находят отражение в планах обучения медицинских кадров. В РНИОИ также работает отдел подготовки и переподготовки специалистов, который за последнее время увеличил число и спектр профессиональных программ высшего и дополнительного образования. Изменилась география обучаемых, к нам все чаще едут не только из других регионов России, но и из стран СНГ. Мы постоянно проводим научно-образовательные мероприятия, в том числе международные.
В прошлом году был дан старт Морфологической школе Ростовского онкоинститута. Морфологическое исследование опухолей и предопухолевых заболеваний на биопсийном и операционном материале – важнейшее звено в диагностике онкозаболеваний. От точности установленного диагноза зависит выбор тактики лечения пациента. Открытие школы вызвало большой резонанс среди коллег в России и зарубежье: приехали свыше 130 участников из России, Луганска, Сербии, Йемена, для которых мы провели теоретические и практические занятия, мастер-классы, разбор спорных вопросов с экспертами. Проведены весенняя и летняя морфологические школы, и интерес специалистов к ним очень высок.
При нынешнем дефиците медицинских работников не всегда есть возможность направить сотрудника на обучение в научный центр или на кафедру. Мы это понимаем, поэтому наряду с очными формами развиваем телекоммуникационное направление. Совместно с Минздравом Ростовской области наши специалисты провели видеолекции для фельдшеров, врачей первичного звена, стоматологов, онкогинекологов и др. Онлайн-обучение по программе онконастороженности прошли также медики Севастополя и Республики Крым. Выездные семинары и вебинары по ранней диагностике онкозаболеваний мы организуем в разных регионах юга России.
– На окружном совещании, которое провела министр здравоохранения Вероника Скворцова в Ростове-на-Дону, были озвучены тревожные данные портала НМО: в модуль видеолекций «Онконастороженность» включилось лишь 2500 участковых терапевтов и около 400 врачей общей практики из ЮФО, а успешно освоили учебный материал в некоторых субъектах меньше половины из них.
– Онкология – не та сфера, где можно получить эффект быстро. Дорогу осилит идущий. Но следовало бы проработать систему поощрения тех медработников, которые непрерывно занимаются своим образованием.
– И не только в сфере медицины, судя по всему. Однажды в вашем институте я встретила своего одноклассника-онкохирурга с учебником английского языка. Несмотря на то, что у него был выходной день, он пришел на урок, так как готовился к выступлению на научной конференции в Германии.
– Многие наши сотрудники ездят за границу – для участия в конференциях, симпозиумах, на стажировки. В помощь им в штате института есть преподаватель английского. В повышении квалификации и постоянном обучении должны быть заинтересованы и руководитель медицинского учреждения, и непосредственно сотрудники.
В декабре 2018 года в нашем институте был открыт первый на юге страны аккредитационно-симуляционный центр, который востребован не только врачами, прошедшими обучение в рамках цикла профессиональной переподготовки, но и ординаторами и практикующими специалистами. Кроме роботов, фантомов и тренажеров, там представлено хирургическое оборудование, современный инструментарий, в том числе электрохирургический, сшивающие аппараты для выполнения малоинвазивных операций различного профиля и любой категории сложности. Поэтому врачи, желающие повысить квалификацию, отточить тот или иной навык, с удовольствием пользуются данными возможностями. Центр, где в июле прошла первая аккредитация онкологов, загружен под завязку. Мы это только приветствуем.
Должна существовать здоровая конкуренция. Знаете, 10 лет назад средний бал успеваемости среди поступающих в ординатуру по онкологии в Ростовском онкоинституте был всего 3,5–3,6, а уже в прошлом году он достиг 4,9. Это радует. Там, где нет конкуренции, наступает деградация.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.