- Создание Московской урологической школы было инициативой «сверху» или стало необходимым шагом для выстраивания полноценной системы повышения квалификации специалистов урологов? Каким образом школа включена в систему НМО?
- Московская урологическая школа – глобальная инициатива Правительства Москвы, Департамента здравоохранения столицы и его главных внештатных специалистов. Появление и работа школы встроены в контекст развития концепции непрерывного медицинского образования в стране, о котором сейчас много говорится. Безусловно, это насущная необходимость, потому что какой-то иной подход к повышению профессиональной квалификации врачей невозможен. Мы не можем дальше жить без системы, основанной на принципах непрерывности процесса получения медицинских знаний и опыта специалистом.
- Врачи, проходящие обучение в школе, получают баллы, правильно?
- Да, в основе этой концепции, как известно, лежит балльная система, предполагающая накопление врачом, проходящим те или иные обучающие программы, баллов до определенного уровня, подтверждающего его квалификацию или повышение этой квалификации. При этом хотелось бы подчеркнуть, что эти баллы - не возможность оценки врача и некоего ранжирования специалистов на плохих и хороших. Балльная система, прежде всего, - инструмент структуризации образовательного процесса в рамках НМО.
Фото: Олег Кирюшкин
- На чем построено преподавание в школе методологически?
- Обучение и преподавание построено по модульному принципу. Этот принцип во всем мире одинаков, ничего изобретать тут не нужно. В его основе порционное доведение до слушателя сути наиболее передовых, эффективных подходов к лечению тех или иных групп больных. Причем подходы эти уже с доказанной эффективностью. Это не конгресс или конференция, где обсуждаются интересные наработки, результаты исследований, различные схемы лечения, это преподавание того, что нужно делать, что нужно знать обязательно, чтобы помочь тому или иному пациенту максимально эффективно. Конечно, аудитория в нашей школе тоже включается в дискуссию, но материал, который мы доносим, четко показывает в такой-то ситуации надо делать то-то и то-то. Это важный момент с точки зрения методики преподавания. Так как, четко формулируя посыл, мы можем потом на основе этого выстроить и систему оценки успешности усвоения материала. То есть потом можем спросить у врача, прослушавшего курс, что надо делать в той или иной ситуации, и у него должен быть четкий и недвусмысленный ответ на этот вопрос.
- Что нужно для того, чтобы учиться в Московской урологической школе? Обучение платное?
- Нужно быть московским урологом, то есть работать в клинике Департамента здравоохранения Москвы. Обучение в школе бесплатное. Это абсолютно правильный подход, если мы говорим о необходимости донесения до врачей специалистов наиболее актуальной клинической информации.
- Готово ли врачебное сообщество к полномасштабному введению НМО?
- Вопрос непростой. Думаю, что наша задача, задача главных специалистов — подготовить врачей. Мы должны подготовить врачебное сообщество для того, чтоб оно приняло и формат преподавания, и все то новое, но необходимое знание. Для этого нужно знать, что это за формат, обеспечить соответствующее качество преподавания, вовлечь в процесс обучения лучших преподавателей - специалистов в своих областях медицины, транслировать знания на врачебную аудиторию и оценить степень усвоения транслируемого материала. Как главный внештатный специалист именно в этом я вижу свою задачу. Подготовить врачей таким образом, чтобы они соответствовали требованиям времени и самым высоким профессиональным стандартам и, в конечном счете, ожиданиям пациента. Пациента обманывать нельзя! Поэтому даже если кто-то еще не готов, мы его подготовим, можете быть уверены.
Нигде в мире нет какой-то единой на всю страну системы, есть возможность использовать определенные принципы в постдипломном образовании врачей, и те, кто хочет и может их использовать, делают это
Но мне кажется, что как раз интерес к тому, что мы транслируем, к новой системе получения профессиональных знаний, весьма велик. Я вижу готовность врачей учиться и не просто готовность, а большое желание это делать. По крайней мере, московские урологи, а их порядка 700, полностью готовы. У нас полный зал, люди приходят повторно. Хотя модульное преподавание и так предусматривает повторение и закрепление материала.
Хотелось бы задать встречный вопрос: а что значит «полномасштабное внедрение НМО»? Это как? Кто знает, когда можно сказать, что НМО введено полномасштабно? Я думаю, что в принципе говорить о полномасштабности нет смысла, нигде в мире так не происходит, нет какой-то единой на всю страну системы, есть возможность использовать определенные принципы в постдипломном образовании врачей, и те, кто хочет и может их использовать, делают это. Движение тут идет снизу, что называется, от врачебных профессиональных сообществ, от понимания того, что иначе нельзя, без этого не выпасть из современного медицинского контекста невозможно.
Простой пример. Я специализацию проходил во Франции. Введена ли там НМО в полном масштабе? Думаю, нет. Учились ли мы на принципах непрерывности и модульности? Конечно, да. Готовы ли были врачи к этому? А кто это знает? Это просто нужно было делать, и мы это делали.
- Что-то мешает реально сейчас введению в образовательную практику принципа непрерывности?
- Медицина, пожалуй, единственная профессия, где невозможно проскочить определенные стадии становления специалиста. И это становление требует значительного времени. Нельзя стать выдающимся хирургом за два года, и даже за 10 лет. В принципе нельзя, несмотря ни на какой талант. Адвокатом можно стать уважаемым и классным, а хирургом нет. И вообще быстро освоить медицинскую специализацию на действительно серьезном уровне невозможно. Ты не можешь через год из студента-медика превратиться в выдающегося врача.
Это своего рода препятствие, ведь это долгий и трудный путь. И не всегда благодарный. Раньше девочка приводит парня в семью и говорит: он - будущий врач! Все довольны, умиляются. А сегодня кому нужен этот врач, который 10 лет будет пахать на то, чтобы просто войти в профессию по-настоящему? Нефтяник будущий как-то поинтересней. Не все этот путь выдерживают.
И вот в связи с этим интересный вопрос возникает: разделимся ли мы в ближайшее время на врачей, которые делают что-то, но не все, врачей, которые делают что-то и что-то еще, врачей, которые делают все необходимое и даже больше, и, наконец, на врачей, которые делают все и лучше всех? Думаю, да. Неизбежный и естественный процесс. И это деление, стратификация как раз в рамках НМО оправдана. Оно в такой системе рельефно проявится. Но не потому, что необходимо разделить, отсеять, а потому, что система таким образом действует. Не получится иначе.
- А что будет дальше, по вашему мнению? Каков следующий шаг в НМО?
- Персонификация. Персонификация в медицине касается не только отношения к пациенту, но и отношения к своему образованию. Врач сам должен определять, что ему нужно, и нужно ли искать возможности это получить. А возможности есть. Но к такому подходу нужно быть готовым, отмобилизованным. Ко мне приходят и говорят: Дмитрий Юрьевич, хотели бы провести один день в клинике. Не вопрос. Я сам иногда стажируюсь в ведущих клиниках. Но в нашей клинике 25 операций в день. В некоторых и за полгода столько не делают. Готов ты к 25 операциям? Готов, прекрасно, добро пожаловать! Это и есть персонификация, когда ты готов и получаешь то, к чему готов, когда фактически выстраивается индивидуальная для каждого специалиста программа повышения его профессионального уровня. Именно персонификация и есть следующий этап развития профессионального медобразования в мире и у нас в стране, конечно, тоже.
Можем ли мы себе это позволить? Думаю, да.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.